Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Когда появляется душа у человека? (3)

В ранние времена древнеримской истории отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти»: он определял судьбу всех, кто от него зависел; он мог собственного ребенка, рожденного им в законном супружестве, или признать своим и принять в семью, или же — как в Афинах — приказать умертвить его либо бросить без всякой помощи". Это как раз косвенно свидетельствует в пользу того, что древние рассматривали младенца так же, как детёныша любого другого животного - котёнка, щенка, козлёнка, - и относились к детям соответствующим образом. Отношение радикально менялось после прохождения обряда инициации примерно в 13-летнем возрасте: тогда посвящённый становился интегральным членом общины и приобретал "права человека". Полинным смыслом инициации являлось "очеловечивание" человекообразного животного. Только в соприкосновении с духовным миром, точнее - с существами духовного мира, духами, происходит "новое рождение", которое, собственно и является рождением Человека по сути (а не по форме). Но, раз рождается новый Человек, значит у него появляется и новая душа. Эта новая душа, как искра от соприкосновения с духовным миром, и является бессмертной душой человеческой. "Ибо рождённое от Духа есть дух, а рождённое от плоти есть плоть" (Ин.3:6). У ребёнка тоже есть душа, но эта душа - животная и смертная.



У morhellene в  Древности и детские захоронения я нашёл косвенные подтверждения этой моей догадки на примерах древних детских захоронений.

"Натыкалась на интересный отрывок в книге, рассказывающий о степных народах, которые своих детей хоронили странным образом - заворачивали и привязывали непрочно к седлу, чтоб потом потерять в степи и не оглянуться.

Не смогла на вскидку вспомнить какие-то известные детские захоронения на Руси и отправилась читать - как же хоронили. Первоначальный поиск выдал только невнятное типа "обычай хоронить умерших младенцев под порогом дома для защиты был искоренён в царской России лишь в XIX веке" и всё в таком роде. Копнув поглубже, кое-что нашла, коей копипастой и хочется поделиться. Стоит учесть, что фольклор зачастую страшнее фильмов ужасов и описываемое в нашем сознании уже не вяжется с чем-то обыденным.



Обрядовость перешла с времён ещё дохристианских, своеобразная выжимка из старых поверий на новый лад.

"Считают, что у Детей некрещёных (далее - Д.н.) нет подлинной души, а только «пар», как у животных, нет и пола. Названия ребёнка, не прошедшего через обряд крещения, отождествляют его с человеком иной веры".

"Смерть и похороны. В гроб Д. н. кладут всё необходимое для обряда крещения: святую воду в стакане, свечу и крестик, освящённую пасху (гомел.). считают, что в семь лет такой ребёнок сам по себе станет крещёным (херсон.). Повсеместно считается, что Д. н. нельзя хоронить на кладбище вместе с остальными покойниками. Им отводится место с краю, иногда в восточной части, либо за оградой. Или их хоронят на кладбище рядом с другими покойниками, но в ночное время, и посыпают могилу освящённым маком (укр., полес.)."

"Некрещёного ребёнка нельзя целовать, кормить грудью, выносить из дома, показывать чужим, В доме до крещения постоянно должен гореть свет, чтобы ребёнка не подменили (пол., укр., болг.), не переменили пол. Он в большей мере принадлежит миру предков, из которого он пришёл, чем миру людей, что и объясняет двойственность представлений о таком младенце: он уязвим для сглаза, нападения нечистой силы, подмены, и т. п., но в то же время сербы полагают, что демоны не «ударят своего» и поэтому некрещёный ребёнок якобы быстрее растёт."

"Хоронят Д. н. на поле, у реки, у перекрёстка дорог, так как он ассоциируется с крестом. На могилы Д, н. (и самоубийц) прохожие бросают ветки (пол., Хелм). Их хоронили также и под домом, сараем, клуней, в саду (Левобережная Украина, курск., орлов.). В Семберии (Босния) их хоронят в саду или под окном, часто без гроба. На могиле не ставят обычного креста (пол., серб., полес.), а только связанные крестом палочки (полес.) или простой столб (серб.), сажают яблоню. Кресты в их память ставят у перекрёстков."

Кратко говоря, можно сказать, что в архаической древности у язычников был некий обряд посвящения, позднее передавший свои функции христианскому обряду крещения, после которого ребёнок "обретал душу" и мог уже быть похоронен обычно, как все нормальные люди. Если же дети умирали до обряда посвящения-крещения, их хоронили так же, как животных.
Tags: душа
Subscribe

  • Пиршество у кельтов и эллинов.

    В III веке н. э. греческий ритор Афиней описал ряд обычаев, которым следовали галлы. Не последнее место в его описании занимает пиршество. Главным…

  • Аристократа издали видно.

    Се́рвий Сульпи́ций Га́льба (лат. Servius Sulpicius Galba) стал последним римским императором, принадлежавшим к старой республиканской…

  • Куросы.

    Куросы ставились на гробницах; они имели мемориальное значение. Женский аналог куроса — кора. Самые ранние куросы изготавливались из дерева…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments