Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Когда появляется душа у человека? (4)

Писатель Н. Г. Помяловский родился в семье дьякона, учился в духовном училище и семинарии. Много читал, занимался самообразованием. Известно, что в рукописном журнале «Семинарский листок» он поместил научно-нравственное рассуждение «Попытка решить нерешённый и притом философский вопрос: имеют ли животные душу?»

Простой народ в тогдашней России отказывал животным в праве на душу. Говорили, что у них вместо души - пар. Крестьяне Владимирской губернии на рубеже XIX - XX веков знали, что из всех зверей только у медведя душа имеется, и считали, что туман происходит от зарытых в землю животных. Впрочем, владимирские мужики полагали также, что людские души бывают мужскими и женскими, а "у  бабы не душа, а голик".

А. И. Куприн в рассказе "Лесная глушь" (1898) передавал разговоры полесских крестьян. Один сказал, что хоть мужчины ("чоловики") пьют да ругаются, а при случае и воруют, но всё же Бога не забывают - не то, что баба: "Або она  что понимает? Або она что чувствует?" "Это ты правильно, - поддакнул сотский. - У бабы вместо души пар, як у собаци".

В XIX веке среди большинства русских людей господствовало убеждение, что у животных души нет или, по крайней мере, их душа - качественно иная, чем у людей.

В повести Помяловского «Мещанское счастье» есть эпизод, когда молодой герой – alter ego автора – случайно узнал о народном обычае закапывать умерших некрещёными младенцев в глухой чащобе. Он расспросил об этом встречную крестьянку и решил, что та, отвечая ему, с ходу сочинила миф: если ребёнок рождается мёртвым или же умирает до крещения, то у него и души-то нет – вместо неё пар, вот таких и закапывают не на кладбище.

Герой повести, подобно самому Помяловскому, задавался теми же вопросами - у кого есть душа, у кого её нет. И вот перед нами случай столкновения человека городского и "просвещённого" с "тёмными" крестьянами, людьми традиционного общества.

Вообще-то у восточных славян было глубоко укоренённое и повсеместно распространённое представление: дескать, дети рождались не совсем человеками. Они, появляющиеся из "иного мира", считались "нечистыми" и только постепенно, со временем, всё более "очеловечивались". Важнейшим было таинство крещения и связанное с ним наделение христианским именем. Говорили даже, что до крещения и семейного празднования в честь этого (до крестин) души у ребёнка нет, только один "пар". Умерших некрещёными и на кладбище обычно не хоронили. Их закапывали или даже просто клали на поверхность земли, закидывая ветвями, где-нибудь в дальнем, глухом месте - в чащобе, в обраге, на болоте, на распутьи. Самый известный в XX веке специалист по народной традиции восточных славян Дмитрий Константинович Зеленин (1878 - 1954) в своей опубликованной в 1916 году монографии предложил называть таких мертвецов диалектным вятским словом
"заложные" (их надо было прикрыть, "заложить" ветвями). Согласно его исследованию, такой вид низших мифологических персонажей, как русалки, восходит к представлению о "заложных" покойниках.

Итак, согласно древней славянской народной традиции, у животных и новорожденных детей вместо души - "пар". Душа приобретается при жизни, именно - в процессе крещения. Но здесь нужно понимать, что обряд христианского крещения заместил собою более древний языческий обряд инициации. Чтобы "сбить" этот архаический обряд, Церковь опередила и подменила его крещением. Если обряд инициации, как правило, проводился в 13-летнем возрасте, то церковное крещение проводилось в младенческом, бессознательном возрасте. Конечно, крещение младенцев есть не что иное как профанация подлинного посвящения. Младенец крещением вводится в мир взрослых, хотя духовный мир для него остаётся за семью печатями. Посему, души у ребёнка нет как до крещения, так и после. Есть только "пар".

Кстати, В. В. Маяковский в написанной во время Гражданской войны поэме "150 000 000" грезил о скором будущем и пророчествовал так:
                                       
                        "Вместо вер --
                                            в душе
                                                          электричество,
                                                                               пар".

Проговорился невольно, раскрыл тайну советского человека.
Tags: душа
Subscribe

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • О выборах.

    "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу " (О. Генри). Замечательно верно сказано. Мы…

  • Появление человека.

    Афина вкладывает душу в виде бабочки в голову человека, созданного Прометеем. Бертель Торвальдсен. Афина и Прометей. 1807-1808. Музей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments