Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Когда появляется душа у человека? (6)

Я уже говорил о том, что склоняюсь к мысли о многосоставности души человеческой. На мой взгляд, символом души может быть матрёшка. Многослойность матрёшки напоминает русскую народную сказку про Кащея Бессмертного, смерть которого на кончике иглы, а игла - в яйце, яйцо - в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, сундук – под дубом.

Древние египтяне считали, что у человека несколько душ. Но религия Древнего Египта настолько сложна, а её представления настолько глубоки, что представления египтян о душе в нескольких словах невозможно передать.

koshkopjos в три души индейцев лакота собщает: "...Лакота также полагали, что каждый из людей имеет наги (дух), нийа (призрак), и шичхун (хранитель)" http://www.lakota-indians.narod.ru/Religia/Walker.html

Далее koshkopjos пишет: "Все африканцы, согласно традиции, соглашаются, что душа человека живёт после смерти. Некоторые люди выделяют более, чем одну духовную сущность, живущую в одном человеке: жизненный дух, который испаряется в момент смерти, и мысль-душу, которая сохраняет свои индивидуальные качества даже после того, как разделится с телом. Мысль-душа живёт после смерти, но не вечно, постепенно она умирает и забывается. Души маленьких детей, которые рано умерли, слабоумных или незначимых людей, исчезают уже через пару лет скитаний. Жизненный дух может, согласно некоторым верованиям Африки и Азии, отделяться еще во время жизни человека, во время опасности, и храниться в тайном месте так, что даже если владелец пострадает или даже будет смертельно ранен, он не будет убит, так как его жизненный дух находится в надежном месте. Когда опасность проходит, жизненный дух возвращается в тело, и человек вновь становится полноценным существом.

Племена йоруба (Нигерия) верили, что каждый человек наделен как минимум тремя духовными сущностями. Прежде всего, это дух эми – литературно «дыхание», который выходит из легких и сердца и кормится ветром через ноздри, равно как огонь питается воздухом через кузнечные меха. Этот эми – движущая сила, которая делает человека живым, он может дышать, вставать, ходить, быть внимательным, активным, работать, говорить, видеть, слышать и размножаться. Существует ещё тень, оджиджи, которая следует за хозяином, как пёс. Когда он умирает, она ждет его возвращения на небеса. Третья сущность – эледа, «дух», что также переводится как «дух-хранитель».

Сибиряки и монголы полагают, что каждый человек представляет собой сплав по меньшей мере трёх разных духовных сущностей. Постижение этих трёх составляющих внутри себя и окружающих даёт в руки важное диагностическое средство для врачевания и иной шаманской работы. Истоки каждой из трёх душ находятся в одном из трёх миров — верхнем, среднем или нижнем. Их можно представить следующим образом:

1) ами верхний мир перерождается;
2) сунесу нижний мир перерождается;
3) сульде средний мир не перерождается,
а становится природным духом.

О трёх душах в японской модели мира пишет koshkopjos:

Тама, иноти и и кокоро - три "души" по-японски.

Такую троичную структуру духовной сущности, разумеется, нельзя воспринимать в расхожем смысле - как "троедушие", потому и слово "душа" в заглавии стоит в кавычках. См. статью Е.С. Бакшеева (Российский институт культурологии, Окинавский университет искусств) http://katsurini.narod.ru/New_Diz/kokoro_duh_kultura_japan.html

Представления японцев о душе обнаруживают много общего с концепциями множественных душ как народов ЮВА и Океании, так и Северной Евразии, Сибири и Дальнего Востока. Как показывают сравнительные исследования, древнеяпонские представления о душе многослойны и их истоки происходят из различных эпох и культур.


Tags: душа
Subscribe

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • О выборах.

    "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу " (О. Генри). Замечательно верно сказано. Мы…

  • Появление человека.

    Афина вкладывает душу в виде бабочки в голову человека, созданного Прометеем. Бертель Торвальдсен. Афина и Прометей. 1807-1808. Музей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments