Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Как начинается христианская жизнь?

igumen_nektariy в Когда начинается христианская жизнь? пишет:

"Когда начинается христианская жизнь? Очень часто считается, что с момента крещения и миропомазания. Но точно ли так? Начинается она все же со встречи со Христом, с зарождения в сердце желания последовать за Ним, стать Его учеником, быть с Ним всегда - и в этой, и в будущей жизни. Поэтому вполне может быть так, что не крещен еще человек, но жизнью христианской он уже живет. А может быть иначе: крещен и миропомазан, а жизнь эта так и не началась: она всеяна в него, как семя, но не проросла, не открылась пока. И, что очень горько, нельзя сказать, что откроется непременно. И зарождение, и начало и развитие жизни этой - всегда тайна."

С этим нельзя не согласиться. Можно десятилетиями "обивать пороги" храма или молитвенного дома и при этом оставаться всецело мирским, "плотским" человеком. Так называемое "воцерковление" само по себе сущностно ничего не меняет в жизни человека.

По молодости, во время духовных поисков, я, методом "научного тыка", искал духовность и в теософии, и в православии, и в йоге, и в писаниях Кастанеды, и в протестантских сектах типа баптизма. Делал выписки из прочитанного. Вот эти выписки из баптистских журналов:

"Союз [имеется в виду Союз евангельских христиан-баптистов - ВСЕХБ] находится в застое. Стремления к богопознанию и боговедению не наблюдается. Всеобщая пассивность, осуещённость, рутина, можно сказать полночный духовный сон - вот что мы наблюдаем в своей среде... (Аврааменко Г. "В вере ли вы?" в сб. "Богомыслие". - Одесса, 1990, с. 240). В общинах всё реже можно встретить духовно зрелых, одарённых, мыслящих братьев, идущих впереди основной массы верующих. В результате постепенно ухудшается качественный состав служителей; в обличье служителя всё чаще встречается бездарность - и серость берёт верх на всех уровнях служения. Одна из причин торжества серости - протекционизм и кумовство в союзе. Примеров тому несть числа. Административный аппарат ВСЕХБ не менее чем на 70% состоит из детей и родственников нынешних и бывших работников (Руденко А. "Преодолеть административный гипноз", в журн. "Вера и жизнь", 1989, № 4, с. 15). В общинах образуются целые кланы вокруг того или иного руководителя, причём эти кланы часто ведут междоусобную борьбу, разрушая общины изнутри. Среди верующих процветает "поклонение субботе", то есть посещение собраний становится для них самоцелью, и этим почти исчерпывается духовная жизнь. Верующие не научены тому, чтобы, "оставивши начатки учения Христова" (Евр. 6:1), спешить к совершенству, и всю свою сознательную жизнь ходят вокруг горы Сеира, вовсе не стремясь перейти через духовный Иордан (Втор. 2:1-3). "Обеднение молитв", совершение их "второпях", уменьшение заботы "о личном освящении", проявления зависти, гнева и ослабление духовной жизни в целом ("Братский вестник", 1986, № 3, с. 43; № 4, с. 19; 1987, № 3, с. 5; № 5, с. 9), - всё это свидетельствует о поразившей баптистские общины духовной анестезии. Застылость и окостенение форм и направлений духовного делания приводят к внутренней замкнутости, так как община отторгает духовного новатора, потому что он всем мешает спать и мыслить себя уже спасёнными. В результате изгоняется всё новое, нетрадиционное, одним словом, всё живое. Вследствие этого из общин уходит Дух Господень, Который может пребывать лишь там, где свобода (2 Кор. 3:17). Любое общество, замкнутое на самом себе, начинает по естественным законам вырождаться и загнивать, как непроточный водоём. Наиболее яркое проявление этого - сплетни, процветающие в подавляющем большинстве общин, а также взаимное подглядывание, как бы кто не оскоромился мирскою скверною. Иначе сказать о современных баптистах, как сказал в своё время ап. Павел коринфянам: "... вы ещё плотские" (1 Кор. 3:1-3), - нельзя".

В принципе, такая же "духовная анестезия" наблюдается и среди православных прихожан.

Чего же не хватает прихожанам? Самого главного - крещения Духом Святым. Как это было в Иерусалиме в день Пятидесятницы.

В тот день Пятидесятницы в Иерусалиме произошло много удивительного и непонятного. Но главное чудо Пятидесятницы заключалось в том, что во время "сошествия Духа Святого", повергшего учеников Иисуса в исступление, возникла целостность и единство прежде разорванных и замкнутых стенами разъединения людей; их как бы кто-то Невидимый "нанизал" на единый духовный стержень. И, переживая духовный восторг, полноту экстаза и религиозного подъёма, они уже переживали не индивидуальное, не личное, а как бы общее, единое для всех. Все ученики стали одним духовным целым, одним чувством, а значит - и телом - Церковью. Вот почему "у множества верующих было одно сердце и одна душа" (Деян. 4:32-35). Ещё недавно чуждые и посторонние друг другу, теперь объединённые воспринятой благодатью, они сделались между собою ближе родных. Ибо никакие внешние формы товарищества или родственной связи не могли сравниться с внутренней связью людей, вместе переживавших священный трепет молитвенного экстаза.

Именно  в "сошествии Св. Духа" православие и католичество видят установление Церкви. Учения Христа, повторения, "имитации" Тайной Вечери недостаточно для осуществления Церкви как духовного организма: необходимо животворящее "сошествие" Святого Духа на человеческую плоть, подобно тому "нисхождению" Духа на Деву, благодаря которому смогло осуществиться воплощение Слова - Логоса. Поэтому Пятидесятница, или "сошествие" Духа Святого, - не единичное событие, свершившееся в Иерусалиме раз и навсегда, но непрекращающееся событие, конституирующее Церковь [1].

Вот, может быть, этого-то события и не хватает многим прихожанам, чтобы почувствовать себя в Церкви и начать христианскую жизнь.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Когда Дух Святой впервые "излился на язычников" - римского сотника Корнилия, его родственников и близких друзей (Деян. 10:24,44), - ап. Пётр, обращаясь к братьям в Иерусалиме, объединил этот опыт язычников в Кесарии с опытом Пятидесятницы. Он сказал: "Сошёл на них Дух Святый, как и на нас вначале" (Деян. 11:15). И далее: "Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа" (11:17).




Tags: религиоведение
Subscribe

  • "Последний блин комом".

    Сегодня с утра прибивал я плинтуса в одном "кильдимчике" у себя дома. Забиваю последний гроздь, а он, собака, никак не лезет. Гнётся в…

  • Всё как у людей.

    Сегодня в городе наблюдал сцену из собачьей жизни. Стою на остановке, жду автобуса, смотрю - мимо дворняжка пробегает. А немного подальше, рядом с…

  • Вода, вода, кругом вода...

    На улице снова - полная жопа: снег с дождём, всё течёт, "вода, вода, кругом вода...". Хорошая, настоящая зима продержалась всего одну…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments