"Когда Гегель создавал свою философию истории, первоначально он исходил из диалектики любви как двигателя истории. Однако это - ранний Гегель. Зрелый Гегель заменил диалектику любви на диалектику признания.

Борьба за признание - это главный стимул развития.
Быть признанным - значит получить ценность, значимость в глазах другого.
В этой борьбе, где каждый хочет быть признанным всеми и не признавать никого, образуется две позиции - Раба и Господина.
Господин - это победитель в борьбе за признание. Он заставил другого признать свое право первенства, и тем самым сделал другого Рабом.
В то время как Господин реализует полученные права и наслаждается, Раб трудится на него и испытывает неудовлетворенность.
Свою неудовлетворенность отсутствием признания Раб компенсирует тем, что создает воображаемый идеальный мир, где он будет признан - это искусство и религия.
Но, поскольку искусством и религией нельзя до конца себя опьянить, чтобы не чувствовать неудовлетворенности, Раб еще устраивает революции. Так и происходит история.
История закончится, согласно Гегелю, когда каждый получит признание, т.е. образуется гомогенное бесклассовое общество, где все будут равны в своем статусе признанных граждан."
----------------------------------------
Гегель, конечно, мужик солидный и почтенный, но, тем не менее, не согласен я с ним, что борьба за признание собственного господства - это главный стимул человека в жизни. Ну, потому что далеко не все люди стремятся к доминированию. Как писал С. Я. Надсон,
"Есть странные дети: веселья и шума
Бегут, как заразы, они;
Какая-то старчески тихая дума
Туманит их ясные дни;
Ничто их не тешит - на всё равнодушно
Их грустные глазки глядят,
И кажется жить им и тесно и душно...
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Им тяжко бывает за школьной скамьёю,
Их манит куда-то вперёд,
Где девственный лес, над безлюдной рекою,
В угрюмом молчаньи растёт...
Если Гегель открыл "двигатель истории", то этот "двигатель" должен быть универсальным. Как, например, закон всемирного тяготения, открытый И. Ньютоном. Этот закон касается и звёздных систем, и крохотных насекомых. Тут же мы наблюдаем нечто иное. В животном мире есть такие виды, у которых совсем нет отношений "раб-господин". Да и многие первобытные традиционные общества жили тысячами лет и до сих пор кое-где живут без разделения на господ и рабов. Так что гегелевский "двигатель истории" на поверку оказывается ни чем иным, как идеологической "подкладкой" и оправданием установившегося в Европе безбожного (а значит - и безчеловечного) "нового порядка". Жители какого-нибудь Бутана, послушав бредни Гегеля, покрутили бы пальцем у виска.