Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О философии истории Гегеля.

У intuit_school в что важнее - любовь или признание? причитал интерпретацию философии истории Гегеля.

"Когда Гегель создавал свою философию истории, первоначально он исходил из диалектики любви как двигателя истории. Однако это - ранний Гегель. Зрелый Гегель заменил диалектику любви на диалектику признания.

Усекновение-главы-Иоанна-Крестителя.-Караваджо.-1608 - копия (2)Согласно Гегелю, человеком движут не физические потребности, а потребность быть признанным.

Борьба за признание - это главный стимул развития.

Быть признанным - значит получить ценность, значимость в глазах другого.

В этой борьбе, где каждый хочет быть признанным всеми и не признавать никого, образуется две позиции - Раба и Господина.

Господин - это победитель в борьбе за признание. Он заставил другого признать свое право первенства, и тем самым сделал другого Рабом.

В то время как Господин реализует полученные права и наслаждается, Раб трудится на него и испытывает неудовлетворенность.

Свою неудовлетворенность отсутствием признания Раб компенсирует тем, что создает воображаемый идеальный мир, где он будет признан - это искусство и религия.

Но, поскольку искусством и религией нельзя до конца себя опьянить, чтобы не чувствовать неудовлетворенности, Раб еще устраивает революции. Так и происходит история.

История закончится, согласно Гегелю, когда каждый получит признание, т.е. образуется гомогенное бесклассовое общество, где все будут равны в своем статусе признанных граждан."

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гегель, конечно, мужик солидный и почтенный, но, тем не менее, не согласен я с ним, что борьба за признание собственного господства - это главный стимул человека в жизни. Ну, потому что далеко не все люди стремятся к доминированию. Как писал С. Я. Надсон,

"Есть странные дети: веселья и шума
Бегут, как заразы, они;
Какая-то старчески тихая дума
Туманит их ясные дни;
Ничто их не тешит - на всё равнодушно
Их грустные глазки глядят,
И кажется жить им и тесно и душно...
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Им тяжко бывает за школьной скамьёю,
Их манит куда-то вперёд,
Где девственный лес, над безлюдной рекою,
В угрюмом молчаньи растёт...

Если Гегель открыл "двигатель истории", то этот "двигатель" должен быть универсальным. Как, например, закон всемирного тяготения, открытый И. Ньютоном. Этот закон касается и звёздных систем, и крохотных насекомых. Тут же мы наблюдаем нечто иное. В животном мире есть такие виды, у которых совсем нет отношений "раб-господин". Да и многие первобытные традиционные общества жили тысячами лет и до сих пор кое-где живут без разделения на господ и рабов. Так что гегелевский "двигатель истории" на поверку оказывается ни чем иным, как идеологической "подкладкой" и оправданием установившегося в Европе безбожного (а значит - и безчеловечного) "нового порядка". Жители какого-нибудь Бутана, послушав бредни Гегеля, покрутили бы пальцем у виска. 
Tags: историософия
Subscribe

  • Прежде нежели был Шумер, Элам бысть.

    "Шагающая фигура человека с козьими рогами, накидкой из козьей шкуры и изогнутыми вверх носками обуви" (музей Метрополитен в Нью-Йорке).…

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Сказ про избушку. Не лубяную, а костяную.

    И снова про мамонтов... Я уже неоднократно поднимал эту интересную тему, пытаясь уяснить смысл охоты на этих представителей мегафауны при изобилии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments