Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

«Начальница пансиона благородных девиц».

draco_argento в "Луна зашла. Плеяды скрылись" выложила изумительную по красоте картину с изображением Сапфо (около 630 года до н.э. ­–­ около 570 года до н.э.) — легендарной древнегреческой поэтессы.

Сапфо

У draco_argento говорится, что "Сапфо возглавляла один из фиасов". Фиасы были религиозными общинами древнегреческих граждан, но эти организации не ограничивались только исполнением языческого культа. Фиасы выполняли функции финансовых, хозяйственных, посреднических, попечительских, воспитательных и образовательных учреждений.

Википедия в статье "Сапфо" сообщает, что родилась Сапфо на острове Лесбос в Митилене. "Социальный статус женщины на о. Лесбос (и вообще в Эолиде) отличался большей свободой, чем в прочих областях греческого мира. Женщины в социальной активности здесь не имели почти никаких ограничений; часть семейного имущества, например, могла передаваться по женской линии; вместе с мужскими гетериями на острове сохранялись фиасы (фиас, греч. thiasos — «собрание, процессия»), аналогичные содружества женщин. Сапфо возглавляла такой фиас — культовое объединение, посвящённое Артемиде, а также Афродите. Одной из задач этого фиаса было приготовление к замужеству знатных девушек, предсвадебное служение Артемиде, которое должно было обеспечить девушке впоследствии успешные роды. В рамках программы фиаса Сапфо обучала девушек музыке, танцам, стихосложению."

Сапфо 2

Интересно, почему же на о. Лесбос (и вообще в Эолиде) социальный статус женщины отличался большей свободой, чем в прочих областях греческого мира?

Остров Лесбос, как мы видим на карте, находится вблизи малоазийского побережья.

Крито-микенская цивилизация

До вторжения диких дорийских племён в Грецию этот остров входил в область влияниия матриархальной минойской культуры. Грецию опустошили дорийцы, Крит был засыпан ядовитым пеплом вулкана Санторин, а остров Лесбос сравнительно мало пострадал, благодаря своей удалённости и изолированности. В некотором отношении он мне напоминает другой остров - Ирландию, куда не добрались варвары во время великого переселения народов и который в течение всех средних веков сохранял остатки римской образованности и культуры. То же самое можно сказать и об острове Лесбос. Он сравнительно долго сохранял древнее матриархальное наследие.

Т. Г. МЯКИН в своём исследовании «МУДРАЯ» САПФО ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ИНИЦИАЦИИ"  однозначно связывает сапфическое содружество с культом Артемиды, главной богини-воспитательницы девочек на Лесбосе.

Собственно "лесбиянство" в сапфическом фиасе Т. Г. МЯКИН связывает с аналогичной педерастией в мужских гетериях. "Так, во фрагменте 96 Сапфо определяет хоровое пение, в котором были заняты девушки  возглавляемого ею культового содружества, как μόλπα: «твоему пению она очень радовалась» (σᾶι δὲ μάλιστ΄ἔχαιρε μόλπαι, Sapph. Fr. 96, 5 V). Помимо меня, как кажется, никто еще не обращал внимания, что эти слова почти буквально совпадают со знаменитым рефреном критского эпиграфического гимна (III в. до н. э.), адресованного к Зевсу-«величайшему юноше» (μέγιστε Κοῦρε). Здесь хор юношей, только что прошедших инициацию и принятых в граждане, по ходу ежегодного празднества на горе Дикта прославляет входящее в них семя Зевса: «радуйся мне (χαῖρέ μοι), о Кронион, о всемогущая влага ты пришел, ведя с собою божеств, взойди на ежегодную Дикту, и порадуйся пению (γέγαθι μόλπαι)». Зевс, как оплодотворяющий бог-бык, должен был «покрыть новых граждан» (θόρε κἐς ν[έος πο]λείτας, IC III (II), №2, 2–3, 30). В реальности этому соответствовали, как известно, гомосексуальная связь инициируемого мальчика с мужчиной-аристократом, порой возводившим свой род к Зевсу, и пиршество с принесением в жертву Зевсу быка в гетерии мужчины
(Strab. X, 4, 20–21; Hesych. Lex. Δ, 1933–1934, Π, 76). Самоотождествление с божеством характерно не только для древнегреческих жрецов и жриц в ходе отправления ими ритуала (в первую очередь – для жриц Артемиды), но и – общепризнанный факт – для поэзии Сапфо (Мякин 2004, 202; Надь 2002, 338–339; Burkert 1977, 161)."

"Как известно, в классическую эпоху единственным видом общественной деятельности, которым могла заниматься греческая женщина, была деятельность жрицы (Dillon, 2002, 74). Проведенный выше контекстный анализ подтверждает сделанный мною ранее в книге вывод, что под «пением» (μόλπα) у Сапфо (как и в цитированном выше критском гимне), следует понимать именно пение хора гетерии (у Сапфо – женского хора), связанного с почитанием божеств плодородия (у Сапфо – Артемиды, ср. Мякин 2012, 87, 133).17 При этом гомосексуальные отношения, связывавшие старших и младших участниц женского хора, у Сапфо определяются глаголом πεδέπειν («любить (=входить в кого-либо)»). Мои выводы о связи этой «любви» с культом божеств плодородия подтверждает близкий по форме к лесбосскому πεδέπειν критский глагол πεδεπιθύω (букв. «горячо желаю кого-либо, приношу жертву вместе с кем-либо»). Во всем корпусе древнегреческих текстов он встречается лишь однажды – в архаической гортинской надписи VI–V вв. до н. э., где говорится именно о ритуальном гомосексуальном акте, совершавшемся между старшей женщиной и юной девочкой: «пусть не подлежат наказанию те (женщины), которые воспользовались…/ и возжелали (девочек, живущих) по закону при храме (τὰνς κατὰ νόμον τῶ ἐπ[ιναί]ω), для совместного обряда…» (πεδεπιθ[ῦσαι, IC IV, № 146, 2–3; Liddel–Scott 1996, suppl.: 244). Указанный возраст девочки («пятнадцатилетнюю» – τὰν τριFετηρίαν),20 а также связь ритуала с общегородским жертвоприношением «на Иде» (ἐν Fίδαι, IC IV, № 146, 6–7), позволяют увидеть в этом один из пережиточных обрядов женской инициации, где старшая женщина выступала, как и Сапфо на Лесбосе, в роли жреца, приобщающего девочку к тайнам богини плодородия."

"Восходящий к Каллию Митиленскому комментарий говорит, что поэтесса воспитывала «лучших девушек… из Ионии» (τὰς ἀρίστας… τῶν ἀπὸ Ἰωνίας, Sapph. Fr. 214b V, fr. I, 8–11). Они же, как свидетельствует тот же комментарий, отправлялись Сапфо в Сарды для занятия ритуальной проституцией в рамках культа Кибелы (Мякин 2012, 77)." В викторианскую эпоху Сапфо пытались представить понятной и приемлемой викторианскому обществу — отсюда о ней превалировало представление как о «начальнице пансиона благородных девиц».

Tags: инициация, матриархат
Subscribe

  • О парадоксальности сновидений.

    С одной стороны, сновидения всегда с элементами небывальщины и "сумасшедшинки", - так в реальной жизни не бывает. Но, с другой стороны, во…

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • Сон и смерть.

    "Акшани ибн Ябир - по мнению лютнистов из Анатолии, некоторое время это имя носил шайтан <...> Ему приписывают два изречения: 1) смерть -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments