Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Религия и слабоумие.

Меня давно занимает вопрос отношения умалишённых к религии. Или наоборот: вопрос отношения религии к умалишённым.

Вот возьмём, к примеру, китайское конфуцианство. Смотрим базовые понятия в Википедии. Далеко не всякий "дружащий с головой" способен в полной мере осознать эти 22 понятия. А если у человека, как говорится, "крыша поехала"? Или он от рождения - олигофрен? Или у него наступило старческое слабоумие? Разве он разберётся в этих понятиях? Однозначно - нет. Значит, выходит, религия не для умалишённых и слабоумных? Очевидно, да.

Святой человек Конфуция - цзюнь-цзы - должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жэнь - это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние; из современников Конфуций, включая и себя, считал гуманным лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать ещё одним важным качеством - чувством долга (и), продиктованным внутренней убеждённостью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчётом. "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде",- учил Конфуций. В понятие "и" поэтому включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних.

Понятно, что у слабоумных нет никакого стремления к знаниям, у них нет чувства долга, и они не способны "вместить" идеал святости. Впрочем, последнего не понимают и многие вполне здравомыслящие люди. Просто не видят духовную красоту - и всё, хоть ты тут тресни! Особенно это касается нашего брата, мужика. Сексуальную девушку с красивой попкой он сразу замечает, а какую-нибудь бабульку-красотульку, которая вся добром лучится, он не замечает. Разве он заметит красоту св. Франциска Ассизского или Жанны Божьей Девы?

Понятие "жэнь" вполне соответствует идеалу святости в христианстве. А что соответствует понятию "и"? По-моему, долг в конфуцианстве - это Крест в христианстве. Поясню это на конкретном примере. У одного моего знакомого есть слабоумный младший брат. Конечно, он, по причине своего слабоумия, создаёт массу проблем окражующим, и больше всего - своему родному брату. Но старший брат терпеливо несёт Крест свой (в христианской терминологии), или обладает чувством долга (в конфуцианской терминологии) по отношению к полоумному братцу. Говорит, тут поневоле станешь христианином...

Ну а что же младший братец? Он не ценит заботу старшего брата, не несёт никакого Креста, не знает никакого долга. Живёт одним днём, никому не нужный и сам себе не нужный... Нигилист Базаров говорил: "Умру - лопух вырастет". Так же мог бы сказать о себе и младший братец, если б у него был ум. Но он даже этого сказать не может.

Раньше некоторые из таких людей "тусовались" у церковных стен. Категория лже-юродивых, видимо, состояла именно из такого сорта людей. Они "паслись" вокруг Церкви "не ради Иисуса, а ради хлеба куса". Ну, примерно как "сироты" из фильма "Двенадцать стульев" "паслись" во втором доме старсобеса:




Эти "сироты" - хотя бы мирные. А ведь бывают и буйные. Таким проповедовать христианство абсолютно бесполезно. Себе дороже. Не таких ли людей имел в виду Иисус Христос, когда говорил Своим ученикам: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас"?

Вот такая дилемма. Хоть в христианстве, хоть в конфуцианстве, хоть в иной какой религии, прежде всего необходимо осознание лучшего (которое, как всем известно, является врагом хорошего, то есть наличного бытия). Далее следует о-ЧАРО-вание этим лучшим, отвращение к унылому наличному бытию и решительный поворот
к лучшему (который называется покаянием (греч. "метанойя", т. е. "перемена ума"). А если нет ума? Или его недостаточно для осознания лучшего? Тогда и никакой "перемены ума" не может быть. Тогда и никакого спасения не может быть.

Значит, христианство - не для всех? Слова Иисуса Христа - "
много званых, а мало избранных" - как будто подтверждают это. Хотя у Христа есть и другие слова: "Многие же будут первые последними, и последние первыми". И не апостолу Петру, а разбойнику Иисус сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю". Так что тут нельзя точно и однозначно сказать, что такой-то Мишка или Гришка по причине своей дури никогда и ни за что не войдёт в Царство Небесное. Как знать, может быть, именно эта дурь и приведёт его на голгофский Крест спасения? Как говорится, человек предполагает, а Господь располагает.

P.S. Кстати, вот непонятный феномен: у большинства экстрасенсов их дар появился после того или иного поражения центральной нервной системы, как если бы для проявления экстрасенсорных способностей нервная система была излишней.



Tags: религиоведение
Subscribe

  • Божественный ужас.

    В предыдущей записи, говоря о Зевсе, я упомянул его многочисленные связи с земными женщинами, от которых рождались герои. Спускаясь с Олимпа на…

  • Может прав был Маркион?

    diak_kuraev в своей записи " Священников тепле удавил еси" приводит заметку иеромонаха Диодора Ларионова: "В службе…

  • Женское начало в Божестве (3).

    В продолжение записей Женское начало в Божестве (1) и Женское начало в Божестве (2). val000 в "Отче наш" в переводе с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments