Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Преподобный Нил Сорский.

В Ниле Сорском обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он завершает собой весь великий XV век русской святости.

Родился Нил в 1433 году; имя в миру "неведомо, но прозвание Майков". О том, где родился, "глаголют неции, бе родом от великого града Москвы". Пострижение принял в Кирилло-Белозерском монастыре "в молодые годы". Можно предположить, лет в 20, то есть около 1453 года, как раз во время "шемякиных смут". Мрак "шемякина времени" сгущало то обстоятельство, что эти несчастные десятилетия на Руси представлялись как бы преддверием светопреставления. Уже при внуке Дмитрия Донского Василии Тёмном невыносимые страдания довели людей до напряжённого ожидания кончины мира, предсказанной греками на 7000-ный год от сотворения мира, то есть на год 1492 [1]. За 100 лет до назначенного срока архиепископы призывали людей к дружелюбию словами: "Дети! видите, уже последние времена". И как бы в подтверждение недоброго предчувствия вереницей проходили знамения: солнечные и лунные затмения, сильнейшие грозы, приводившие к жервам лютые морозы, сносившие кровли церквей бури. Людьми овладело уныние, стали возрастать аскетические настроения, тяга к молитвенному уединению, чтению духовных книг, житий мучеников, увлечение всякого рода пророчествами, "тайной буквицей", цифровыми иносказаниями.

переписчикЕсть известие, что Нил был в миру "скорописцем", списателем книг. Возможно, он писал для церкви или какого-нибудь московского монастыря. Мы не знаем, следовал ли он за другими в увлечении "тайной буквицей", но что был знаком с нею - это безусловно: если не в миру, то, во всяком случае, в иноческой жизни. Кириллов монастырь времени игумена Кассиана, из рук которого Нил принял пострижение, имел библиотеку, которая была одной из самых богатых в России. Игумен Кассиан дважды бывал в Константинополе и оба раза возвращался с рукописями в свитках и переплетёнными. Именно оттуда, с Востока, из Константинополя и Афона, пришли на Русь буквенные и цифровые зашифровки, которые могли привести Нила к размышлениям о далёких святых землях. Переписывая эти книги, сильно возлюбил Нил мудрость книжную, и решил совсем уйти из мира, чтобы на пути "тесном и скорбном" приблизиться, сколько возможно по своей одарённости, к постижению Божественного Откровения. Чтобы с помощью учительного слова отцов Церкви подойти к "высочайшим вершинам Священнотайного Писания, туда, где в сверхлучезарном мраке молчания открываются простые, совершенные и нетленные тайны богословия".

Read more...Collapse )
Tags: православие
Subscribe

  • Неандертальцы. Кто они?

    Да, и это к вопросу о матриархате. А то тут многие выражают сомнение в том, что женщины взяли в свои руки бразды правления в архаическом…

  • Острова ведьм.

    "Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Ольгу. - Ольга, отдайся, озолочу! - Отойди, отец Онуфрий, оторву…

  • Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы.

    В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж – практически…

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments