Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

В защиту св. Нила Сорского и нестяжателей.

Копаясь в тырнете в поисках материалов о преп. Ниле Сорском, случайно наткнулся на сайт, где ученики и последователи сего святого мужа названы манихеями. И приложена "карта распространения манихейства и порождённых им сект":



Автор сего опуса - Н.М. Михайлова - пишет, ничтоже сумняшеся: "После осуждения на Соборах секта жидовствующих, не порывая открыто с Церковью, ушла в подполье. Общины жидовствующих продолжали существовать в Москве и Новгороде, а часть из них бежали в Заволжье и там скрылись под видом «ученого монашества». Пример: Евфросин из Кирилло-Белозерского монастыря и содержание его сборников. Жидовствующие воспользовались именем преподобного Нила Сорского для создания антицерковного движения, во главе которого стал влиятельный политический деятель насильно постриженный еще при Иване III князь Вассиан Патрикеев (род Гедиминовичей из Литвы). В результате появилась еще одна разновидность богомильства с юдаизированной окраской, которую в литературе принято трактовать не как еретическое движение, а всего лишь как некое религиозное движение кротких и бескорыстных «нестяжателей», которым приходилось бороться с жестокими и корыстными «иосифлянами». В основание такой трактовки факта антицерковной деятельности так называемых «нестяжателей» (они же «заволжские старцы») была положена выдумка Вассиана Патрикеева о противостоянии преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского (см. В.Кожинов). В среде ученых «нестяжателей», к тому же занимавшихся переводами, перепиской книг и составлением сборников апокрифической литературы, существовала практика намеренной порчи богослужебных книг (ссылка на Смирнова П.С.)."

Тут одно сплошное враньё.

"Секта жидовствующих"... На самом деле - «Ересь жидовствующих». Академик Д. С. Лихачёв по поводу ереси жидовствующих пишет: «Вероятнее всего, это даже была не ересь, сколько движение вольнодумцев» (Д. С. Лихачёв. Развитие русской литературы X—XVII веков. Эпохи и стили. с. 159). О. Георгий Флоровский, считает ересь жидовствующих тоже лишь вольнодумством: «Всего вернее, что еретического сообщества не было вообще. Были известные настроения, именно шатание умов, вольнодумство» (Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. c. 15.).

"
Общины жидовствующих бежали в Заволжье и там скрылись под видом «учёного монашества»". Здесь автор сама себе противоречит: сначала у неё "секта жидовствующих", а потом секта неожиданно превращается в "общины жидовствующих", которые скрываются в православных монастырях. А игумены-то тех монастырей и не видят, что это сектанты-манихеи! Тут одно из двух: либо игумены были совсем тупые, либо автор пишет чепуху.

В качестве примера жидовствующего сектантства Н. М. Михайлова приводит
Евфросина из Кирилло-Белозерского монастыря. Что-ж, открываем сайт Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН и читаем: "Сведения о жизни Е. крайне скудны. Известно, что деятельность его связана с Кирилло-Белозерским и, возможно, Ферапонтовым монастырями. Е. писал сборники для игумена Кирилло-Белозерского монастыря Игнатия. Наибольший интерес представляют четьи, келейные сборники Е. Их отличает характерный для XV в. энциклопедизм, отразивший широту интересов русского читателя и книжника. В этих своеобразных миниатюрных библиотеках сосредоточены произведения самых разнообразных жанров. Наряду с обычными для монашеского чтения произведениями церковно-учительными — житиями и памятями святых в минеях и прологах, синаксарями, словами и поучениями отцов церкви, библейскими текстами, служебными статьями, молитвами и уставами — в сборниках Е. встречается большое количество светских произведений, носящих подчас апокрифический характер и мало подходящих для благочестивого монаха." У меня, после прочтения всей статьи о Ефросине, сложилось мнение, что это был русский Эразм, человек с огромной жаждой познания мира, эрудит, книгочей и библиофил. Ничего "жидовствующего" я в нём не нашёл (если только не считать эрудицию - "жидовством"). Ефросин рекомендовал читателям апокрифов скрывать свои увле­чения: «сего во зборе не чти, ни многим являй». Апокрифическая ли­тература, по его разумению, предназначалась для внесоборного (т.е. домашнего) келейного чтения. Уже отсюда видно, что Ефросин ни в коей мере не являлся "агитатором" и "пропагандистом" апокрифической литературы, никому не навязывал её, а, наоборот, советовал "не многим давать" для чтения.

Движение нестяжателей Н. М. Михайлова назывыает "разновидностью богомильства с юдаизированной окраской". Почему бы тогда и святого Нила Сорского, отца-основателя сего движения, не назвать "манихеем с юдаизированной окраской"? Ах да, коварные жидовствующие ловко использовали его "для создания антицерковного движения". Только как-то не убедительно получается: лидер антицерковного движения - и святой. Ну, это как примерно лидер союза воинственных безбожников Емельян Ярославский (настоящие имя и фамилия Мине́й Изра́илевич Губельма́н) - и в православных святцах. Так не бывает.

"В среде ученых «нестяжателей», к тому же занимавшихся переводами, перепиской книг и составлением сборников апокрифической литературы, существовала практика намеренной порчи богослужебных книг (ссылка на Смирнова П.С.)." Этот бред настолько самоочевиден, что я даже комментировать его не стану.


Tags: лжеистория
Subscribe

  • Go West!

    Я как-то уже писал о парадигме современного общества, которая выражается в триаде "государственность - социализм - техницизм". "В…

  • Гюстав Лебон - "предтеча" Гитлера.

    Сегодня весь день я слушал аудиокнигу Гюстава Лебона (Ле Бон, фр. Gustave Le Bon ; 1841 — 1931 ) " Психология народов и масс".…

  • Северокорейский синдром.

    СМИ сообщают, что " девочка из КНДР утонула, спасая портреты Ким Чен Ира". " Вместо того, чтобы спасать свою жизнь, она успела снять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments