Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Элевсинские мистерии (2).

АРХЕОЛОГИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТА

Вальтер Ф. Отто «Смысл Элевсинских мистерий»:

Как утверждал на заре IV в. до н.э. Исократ, богиня, прийдя в Элевсин,  дала  нам две вещи: во-первых — плоды полей, коим мы обязаны своим переходом от животной к человеческой жизни, а во-вторых — ритуалы, участие в которых дарует нам утешительную надежду, позволяя без страха взирать на бренность человеческой жизни и на бытие в целом. Далее, продолжает Исократ, Афины (с которыми Элевсин к тому времени давно уже породнился) передали и то, и другое всем остальным, причём самым великодушным образом — распространяя религиозные и земледельческие блага в полной мере на всех. О том же свидетельствуют авторитетнейшие источники последующих столетий. В речи, произнесённой в 59 г. до н.э., Цицерон, представляя депутацию из Афин, заявил, что это тот город, в котором зародились "образованность", религия и земледелие и откуда эти величественные дары передавались в другие страны. Мы знаем, что подношение пшеничного колоса играет ведущую роль в этих мистериях.

Греческое имя, Деметра, несомненно, происходит из доэллинской культуры, о чём свидетельствуют многочисленные обычаи и представления, связанные с её почитанием, в частности с аркадскими культами. В Фигалии существовала легенда о Деметре Мелайне; чья деревянная статуя представляла собой женщину с головой лошади, держащую в одной руке дельфина, а в другой — горлицу (Павсаний, 8, 25), что уже само по себе свидетельствует о том, что это богиня поистине космических масштабов».

Мы видим, что Деметра была Великой Богиней и её культ непосредственно касался вопроса жизни и смерти как в космическом масштабе (природный цикл произрастания и увядания), так и в масштабе жизни отдельного человека (рождение/смерть/дальнейшее существование).

Деметра

Деметра

Деметра

Деметра

Персефона называлась «Царицей мёртвых».

Персефона

Деметра

В Аттике считалось, что мёртвый «принадлежит Деметре».

Насколько глубоко это воспринималось самими греками, видно по надгробиям.

На многих надгробиях священной дороги, как можно предположить, изображалась Деметра, сидя приветствующая новоприбывшего, то есть покинувшего земной мир (стоя изображалась Персефона). Это предположение можно сделать не только исходя из сюжета, но и из того, что сидя в креслах часто изображались боги, и на многих плитах сохранились подписи. Однако, музейные подписи именно к надгробиям гласят не более чем «сидит женщина».

Мистериальные сюжеты изображались также на саркофагах. На саркофаге 2 в. н.э., находящемся в музее при Ахенском соборе, изображены три сцены из гимна Деметре. Примечательно, что Ахенский саркофаг был привезён императором Карлом в 800 году и предназначен для сохранения посмертных его останков. Аналогичные саркофаги с почти такими же рельефами есть в Риме и во Флоренции.

Ахенский саркофаг

Слева мы видим Деметру, с факелами, в колеснице запряженной змеями. Справа на колеснице Аидоней, похищающий Персефону. Деметру здесь узнать не трудно. Среди прочих описаний её в орфическом гимне Деметре есть следующие строки:

«В таинствах Бромия Ты принимаешь участие, Део.
Огненный факел несёшь, с ликованьем следишь за серпами,
Хтония, милая всем, кто в трудах обретает усладу.
Зевсу благое Дитя родила Ты, пречистая Дева.
Ты в колесницу Свою запрягаешь свирепых драконов,
С возгласом "Эва!" летя вкруг священного вечного трона».

Вернёмся к надгробиям. На некоторых из них изображенные фигуры в руках держат птицу. Образ птицы был связан с душой ещё со времён Древнего Египта, где птицей изображалась «ба» - одна из «душ» человека. Также на надгробиях и сосудах изображены атрибуты мистериального культа:

- ленты (повязки),

Элевсинские мистерии

Согласно одной из версий, повязывание ленты символизировало усыновление человека богиней.

- шкатулки,

Элевсинские мистерии

В шкатулках, по всей вероятности, хранились священные предметы, полученные посвящённым при посвящении в Мистерии.

- некий священный предмет

Элевсинские мистерии

- зеркало (изображаемое как на надгробиях, так и на сосудах). Принято считать, что если на сосуде или шкатулке изображена женщина с зеркалом, то речь идет о свадебной сцене, где девушка в предверии жениха прихорашивается среди порхающих служанок и эротов. Всё же, возможно, сюжеты с зеркалами на погребальных плитах имеют несколько иной смысл, если принять версию, что зеркала использовались в Мистериях. Зеркала обычно делали из бронзы. При свете факелов посвящаемый мог вглядываться через зеркало в потусторонний мир. Практика использования «магических зеркал» сохранилась и описывалась ещё в 19 в. Для древнего человека, воспринимающего мир сакрально, а не рутинно, созерцание своего отражения и отражения всех предметов, само по себе было необыкновенным и завораживающим, и обладало первоначально не только утилитарным, но и магическим значением. Следы такого восприятия сохранились в русских народных сказках.

Элевсинские мистерии

Приведём здесь некоторые надгробия, из большой коллекции надгробий, представленных в Афинском музее Археологии и музее Керамикоса. Особенно трогательно, часто изображаемое рукопожатие, которым встречает богиня новоприбывшего.

Элевсинские мистерии

Элевсинские мистерии

Элевсинские мистерии

Элевсинские мистерии

Элевсинские мистерии

Этот археологический материал крайне важен для того, чтобы нам прочувствовать, что повествование о богах не было мифом для людей, это была живая вера, которой проникнута была вся жизнь человека, все его социальные и ритуальные деяния.

Посвящённый в Мистерии чувствовал себя под защитой богини. Он уже знал о том, что будет его ждать после смерти. Сами Мистерии давали ему уже при жизни этот опыт загробного существования, как мы можем судить по отзывам, оставленным античными авторами. Недаром умерших Афиняне называли «Demetrioi» - «людьми Деметры».

С событиями мистерий был связан и погребальный культ. Поминальные ритуалы также были проникнуты символикой Мистерий. Об этом можно судить по росписи сосудов, в частности для возлияний. Сюжет которых – посещение надгробий родственниками, обеспечивающими надлежащий ритуал: повязывание на надгробия (дерево, омфал) лент, и осуществление возлияний. Основные ритуальные предметы: ленты, лампы, зеркало, корзина, шкатулка, сосуды для возлияния, колпак. Возлияниям умершим предкам был посвящён последний день Мистерий.

Элевсинские мистерии

Элевсинские мистерии

Элевсинские мистерии

Афинский музей

Афинский музей

Музей Афин

Археологический музей Афин

Археологический музей

Музей кувшины

Кувшины - Элевсинские мистерии

кувшины - мистерии

Афины - мистерии

Афины - музей

Источник

Tags: античность, инициация
Subscribe

  • На задворках мироздания.

    Поутру всегда приходят на ум интересные мысли. Как известно, львиная доля вселенной состоит из "тёмной" материи и "тёмной"…

  • О долге.

    "Краеугольным камнем" китайской конфуцианской этики является долг. В энциклопедии можно прочитать: " И (кит., буквально –…

  • Логос Сперматикос.

    Мирча Элиаде в своей четырёхтомной монографии "История веры и религиозных идей" сообщает, что древние греки помещали душу — а позднее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments