Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О слепоте и духовном зрении.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bf/%D0%92%D0%B8%D0%B9.jpg

Н. В. Гоголь написал: "Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал."

По мнению Е. Дмитриевой, на образ Вия перешли черты языческого бога Велеса. В чешском фольклоре известно демоническое существо Велес, сходное с северо-русским бесом Ёлсом. Костромское диалектное "ёлс" означает "бес", чёрт, нечистый". Д. К. Зеленин, которого поддержал и Р. Якобсон, предположил, что слово "ёлс" является производным от имени Волос (Велес).

Вообще, кто такой этот Вий? Он есть представитель "нечистой силы". "Нечистая сила" обитает в преисподней, в потустороннем мире. Но иногда, в силу тех или иных обстоятельств, она появляется в нашем мире, "из тени в свет перелетая".  И здесь, на свету, она оказывается слепа, ничего не видит. Ну, как и люди, оказавшись в загробном мире, тоже ничего там не видят. Там видеть могут только шаманы, люди с духовным зрением. Так вот Вий - это тоже своего рода "шаман", но только "шаман" из преисподней. Он может видеть то, что другие "нечистые" духи не видят.

Кстати, и у колдунов и ведьм тоже отмечаются непорядки со зрением. В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, как ведьминому мужу поднимают брови и ресницы железными вилами. Ведьма по-исландски звучит как "вёльва". Это слово одного корня с русским "волхв". По мнению В. В. Иванова и В. Н. Топорова, это слово родственно словам волосы, волосатый, волхатый, что, видимо, связано с ношением длинных волос, нестриженностью.



Опять же мы выходим на Волос - Велес.

А есть ли ещё примеры подобного "убийственного взгляда"? Медуза Горгона в своей пещере на краю света убивает, подняв веки. Горгона стала жертвой собственного отражения в зеркале, протянутом ей Персеем.

Горгона

Кстати, я уже писал о том, что Медуза Горгона - это же Красная Солнушка! (см. Высунутый язык, Высунутый язык (2) , Высунутый язык (3), Высунутый язык (4) , Высунутый язык (5) и Высунутый язык (6)). Смотреть на солнце - значит сжечь себе глаза.

Между прочим, в библейской книге Исход (33:20) сам Бог говорит Моисею: "Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых".

Очевидно, потусторонний мир имеет два "полюса" - верхний мир (Небо) и нижний мир (преисподняя). Вий - из нижнего мира, а Бог - из верхнего. Человек - представитель среднего мира - одинаково не может видеть ни небесных ангелов, ни чертей подземных. Но это только в нормальном случае. В изменённых состояниях сознания, при трансе, эскстазе, исступлении, он "прозревает" и видит как шаман. В данном отношении интересно поведение трёх апостолов на горе Преображения. Один из них, Пётр, сказал Иисусу: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии»  (Мк. 9:5). Слова совершенно бессмысленные, и они выдают лишь то, что Петру было хорошо, и он желал продлить это экстатическое состояние, предлагая Иисусу побыть здесь подольше в "кущах" (палатках или шалашах). Вместе с этим, нестерпимый свет заставляет апостолов закрыть глаза.

Преображение Господне

Интересно, что и ап. Павел, при встрече с Иисусом по дороге в Дамаск лишился зрения и ничего не видел трое суток.

Tags: ИСС
Subscribe

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Пиво в традиции ККК.

    В предыдущей записи говорилось о том, что с традицией колоколовидных кубков (ККК) связан культ употребления пива. Но. Пиво, которое пили носители…

  • Игровые истоки ритуала.

    "По словам жителей Вирадьюри, проживающих на западе Нового Южного Уэльса (Австралия), старейшины всегда советуют своим детям считать свои тени…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments