Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Возможна ли Церковь без общины? (2)

Прожолжение. Начало см. Возможна ли Церковь без общины?

В последнее время в ЖЖурнале встречаются жалобы на отсутствие общинной жизни в РПЦ. Недавно читал у protonko в Что делать в храме?:

"В настоящее время я пытаюсь ответить себе на вопрос: «Зачем я хожу в храм?» Когда  я иду в тренажерный зал, я стараюсь сделать себя крепче и эти час-полтора все время занят. Когда читаю книги, я обдумываю будущие статьи и колонки, получаю удовольствие, учусь чему-то новому. Когда я работаю, не только отрабатываю свои деньги, но и хочу принести пользу людям, рассказать им о Церкви и ее истории, о христианстве. А что я делаю, когда прихожу в храм? Молюсь? Но молиться я могу и дома"..

"Это - большая проблема", - верно заметил protonko .

Я ему в комментах написал:

"Фиасы были религиозными общинами древнегреческих граждан, но эти организации не ограничивались только исполнением языческого культа. Фиасы выполняли функции финансовых, хозяйственных, посреднических, попечительских, воспитательных и образовательных учреждений.

Древний грек не задавался вопросом, что ему делать в фиасе. Дел там было очень много.

Ранние христиане тоже собирались не для того только, чтобы помолиться вместе. В христианской общине тоже много всяких дел было.

Главная проблема в том, что в церкви нет общины. Каждый сам по себе; пришёл, поставил свечку, и ушёл. Ты никого не знаешь и тебя никто не знает.

Вопрос ещё такой: возможна ли церковь без общины? Некоторые полагают, что не возможна."

protonko мне ответил, что это всё не важно. Важно, что общины были раньше, а теперь это всё прошло. Ныне "мы объединяемся Евхаристической Чашей. Плотью и Кровью Господа. Это сегодняшняя реальность. Те кто думает, что можно вернутся к раннехристианской общине или даже русской дореволюционной православной общине, или даже более того, они являются идеалом для современного прихода сильно заблуждаются."

На это я ему ответил: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанна 13:35). Значит, прежде нужно радеть и ревновать о любви, а потом уже - о евхаристической Чаше. Ибо без любви и таинства не спасают. Как сказал ап. Павел, "если я знаю все тайны, а любви не имею, то я - ничто , и нет мне в том никакой пользы". Хлеба я и дома поем, и кагор в магазине куплю. Кстати, в древней Церкви это таинство называлось "вечерей любви". Как-то язык не поворачивается назвать современную евхаристию "вечерей любви", где, как я уже говорил, никто ни с кем не знаком. Именно в общине-то и возможна любовь. Тогда-то возможны и настоящие "вечери любви", и всё остальное. Только ж с этим со всем надо "возиться" с утра до вечера, "гореть" верой, а у нас попы - "работники культа", работают строго по часам и по тарифу.

Вы говорите - "это сегодняшняя реальность". Значит, по Вашей логике, нам нужно принимать эту реальность, сообразовываться с духом века сего, подстраиваться под него."

protonko в ответ "понёс пургу" про хлыстов: у них тоже были "вечери любви", и они "возились там с утра до вечера", то есть он повторяет невежественный бредни XlX века о "свальном грехе" на радениях христоверов.

Сегодня у rechi_k_bogu в о нехватке общения в православной общине прочитал аналогичную заметку:

Монахиня Кассия (Сенина) и её друзья в ФБ сетуют на отсутствие настоящего общинного общения в РПЦ:

На пути домой Л. сказала, что у нас еще и та проблема, что никакой христианской общины и прихода по сути нет. Все разобщены, до рядовых прихожан никому нет дела: пропадешь ты куда-то, перестанешь ходить, никто о тебе не вспомнит и не позвонит, даже если до этого ты не просто ходил на службы, а что-то делал для прихода. Пропал и пропал, и хрен с тобой. "У Сумирана на этом собрании, - сказала она, - и то больше общности чувствуется, чем у нас". Соглашусь, пожалуй. Живое общение в кругу, обсуждение самых разных вопросов, способность выслушать другого, даже если тебе кажется, что он несет пургу, способность объяснить ему на понятном ему языке то, что его беспокоит, или хотя бы навести его на какие-то мысли, расширить горизонты сознания - в этом и должна, по идее, состоять жизнь общины. А не просто в стоянии столбом окрест алтаря и внимании пению попов и хора. У нас из участия в таинствах сделали, вообще говоря, какой-то фетиш, а церковную жизнь превратили в магию: типа ты только в таинствах участвуй, и Бог тебе "все подаст в полезное время". Иллюзионисты :(

Сам rechi_k_bogu считает, что это иждивенчество. "Если тебе надо общение, душевные разговоры - ну так заводи их, найди среди прихожан собеседников. Ты же не один такой нуждающийся в душевном общении. Под лежачий камень вода не бежит. Действуй."

На это я ему ответил: "Это ж всё должны "батюшки" организовывать и болеть за это душой. Потому что прежде всего это - их дело. А если, как Вы говорите, действовать самим, то тогда зачем и церковь нужна? Будем, как баптисты, собираться по домам."

В общем, проблема на самом деле имеется, и проблема, я бы сказал, архиважная. На своём житейском опыте знаю, что прочно "воцерковляются" лишь те, которые хоть как-то смогли за что-то "зацепиться" в церкви. Ну, хотя бы даже работать церковным сторожем, или преподавать закон Божий детишкам в воскресной школе. Но очень многие не могут "зацепиться", потому что этих "зацепок" очень мало. А духовенство РПЦ не создаёт этих новых "зацепок". Ну, я понимаю, что в СССР это было в принципе невозможно, но теперь-то, спустя четверть века после освобождения Церкви из-под большевистского гнёта, что мешает? Почему церковь не становится народным Домом культуры? Почему церковь не становится рачительным землевладельцем? Почему церковь не берёт в свои руки заботу о русских кладбищах? Тут только начни - и дел появится столько, что своих прихожан окажется мало и придётся завозить гастарбайтеров (шутка).
Tags: Церковь
Subscribe

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • О выборах.

    "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу " (О. Генри). Замечательно верно сказано. Мы…

  • Появление человека.

    Афина вкладывает душу в виде бабочки в голову человека, созданного Прометеем. Бертель Торвальдсен. Афина и Прометей. 1807-1808. Музей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • О выборах.

    "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу " (О. Генри). Замечательно верно сказано. Мы…

  • Появление человека.

    Афина вкладывает душу в виде бабочки в голову человека, созданного Прометеем. Бертель Торвальдсен. Афина и Прометей. 1807-1808. Музей…