Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Неизведанная цивилизация.

Оригинал взят у alex_eastman в Неизведанная цивилизация.

Неолит на Ближнем Востока начинается примерно уже в 8-7 тысячелетии до н.э .В эту эпоху происходит важнейшее событие в истории человечества – переход к производящему хозяйству, т.н. «неолитическая революция». Человек приручает диких животных, начинает создавать керамические изделия, начинает заниматься земледелием, которое в дальнейшем станет основой экономики человечества ещё на долгие века.
Говоря о характере социального устройства обществ неолита, то на примере конкретного поселения, найденном в 1960-х гг в долине реки Конья в Турции, Чатал-Гуюк, можно говорить о первичной матрилинейности социума. Несмотря на критичное отношение некоторых исследователей к матриархату, как к более примитивной, а значит более древней форме социального устройства, чем патриархат, находки, сделанные на территории этого древнейшего «агрогорода» Чатал-Гуюк, позволяют говорить о том, что на территории этого поселения существовала, по всей видимости, матрилокальная община. Настенные росписи и барельефы, найденные на территории Чатал-Хуюка, ясно указывают на то, что жители древнего «протогорода» поклонялись именно женскому божеству, а характер женских погребений, которые к тому же значительно богаче мужских, говорят об их привилегированном положении.
Погребения женщин находят преимущественно на территориях храмов, в то время как мужчин погребали под лежанками или скамьями в жилых домах отдельно от женщин и детей . Также было обнаружено, что дети хоронились рядом с матерью, а не с отцом. Поэтому вполне логично предположить, что в Чатал-Гуюке женищны занимали важное положение и вероятно ведали религиозной жизнью этого поселения. На вопрос о том, почему именно женщины заняли доминирующее положение, стоит вспомнить о том, что роль женщины стала повышаться в обществе, что можно отчетливо проследить, именно с начала неолита. Согласно первобытному разделению труда, мужчины уходили на охоту, а женщины собирали коренья и фрукты. Соответственно открытие земледелия принадлежит женщине, а приручение животных, вероятно, было делом мужчин . А поскольку именно прибавочный продукт от сельского хозяйства позволил иметь некоторые излишки в производстве, то это способствовало возвышению женщин в обществе. Стоит также вспомнить, что именно на ней лежало все домашнее хозяйство. К тому же только женщина и земля имеют уникальную способность рождать, создавать живое. Эта способность (отсутствующая у мужчин) в мире первобытного земледелия была безусловным основанием для признания особой роли и места женщины-матери .


Религиозные воззрения.
Раскопки, произведенные на территории этого поистине уникального памятника времен неолита, позволяют говорить о развитой системе мировоззрения его жителей. Было обнаружено, что каждый третий или четвертый дом был украшен рельефами, скульптурами и фресками, из чего был сделан вывод, что эти дома являются святилищами, так как внутреннее убранство никак не связано с хозяйственной или бытовой деятельностью человека. Поскольку они включались в жилые комплексы, можно предположить, что каждый храм принадлежал определённой группе домов . На сегодняшний день открыто более пятидесяти таких храмов. Святилища имели тот же план и устройство, что и жилые дома, но отличались богатством и особым характером убранства. Одно святилище обычно состояло из четырёх или пяти комнат. Дифференциация этих святилищ позволяет предполагать, что они представляли собой "клубы по интересам" . На территории этих храмов были найдены многочисленные статуэтки женщин с гиперболически выделенными гендерными признаками, а также фигурки мужчин и животных, настенные барельефы и росписи, изображающие сцены из загробной жизни и некие ритуальные действия, скульптуры бычьих голов. Эти статуэтки различались по масштабу, формам, материалу из которого изготавливались. Одной из особенностей Чатал-Хююка является то, что божества представлены там в человеческом виде , но в качестве их символов выступают и животные .
Судя по характеру сохранившихся статуэток, женское божество было представлено в различных ипостасях. Основными мотивами ее изображения были в качестве богини, олицетворяющей производительные силы природы, в том числе и как повелительницы животных (в качестве девы или матери) и как богиня смерти и возрождения (в виде старухи). К примеру, в Чатал-Гуюке была найдена сделанная из белого мрамора фигура "двойной богини" с двумя головами, двумя парами грудей, но с одной парой рук. Она, вероятно, представляет собой два образа Великой Богини - матери и девы, предшественниц "Двух Владычиц" кносских текстов, знаменитых изделий из слоновой кости из Микены, а также Деметры и Коры классической Греции . Собственно можно говорить о неком культе женских божеств, которые представляют собой каждый некую сторону, и которые в своей совокупности являются отображением Богини-матери. Это не было жестким разделением на отдельные части, но лишь отображение того, что Богиня-матерь находилась везде, во всех сферах тогдашних религиозных представлений, и в жизни, и в природе, и в смерти.

Божество, олицетворявшее мужское начало, изображалось в двух ипостасях: либо как мальчик или юноша - сын или возлюбленный Великой богини, либо как зрелый мужчина с бородой, часто сидящий верхом на быке - посвященном ему животном. Нередко мужское божество изображалось просто в виде бычьей или бараньей головы. Ряды рогатых бычьих голов часто помещались вдоль стен на специальных скамьях или столбиках. Культ быка принадлежит к числу древнейших земледельческих верований. Позднее он вошёл в целый ряд древних восточных религий. Связь культа Богини-Матери с культом быка демонстрируют вылепленные из глины рельефы, изображающие женщину, дающей жизнь голове быка или барана. На одном из рельефов Чатал-Хююка, высеченном из камня, фигура женщины предстает стоящей за леопардом, также, вероятно, считавшимся священным животным.

Женское божество.
Центральным божеством религии Чатал-Гуюк - и это её главный признак - является образ матери - богини. Её центральная роль проявляется в сюжетах барельефов и фресок, найденных при раскопках священных мест . Среди скульптур богов и богинь, обнаруженных при раскопках, большинство составляли женские фигуры. Из 41 скульптуры 33 были, безусловно, женскими, а 8 скульптур с мужской символикой практически всё равно следует понимать в их отношении к богине: это либо её муж, либо сыновья. (А в более глубоких пластах при раскопках были обнаружены исключительно скульптурные фигуры богинь.) И не вызывает сомнения тот факт, что роль матери-богини была центральной: во всяком случае, ни одно изображение женщины не может быть интерпретировано как подчинённое мужчине. И это подтверждают изображения женщин, беременных или рожающих, а также изображения богинь, рождающих быка. (Ср. с типично патриархальным мифом о женщине, сотворенной из ребра мужчины, как Ева и Афина.) . Это древнее божество, корни которого уходят в верхний палеолит. Мать-богиня в религии неолита не только владычица диких зверей, она и покровительница охоты и земледелия, и защитница всей живой природы.
Мать - дарительница жизни могла иметь как антропоморфное, так и зооморфное обличие . Она часто изображается в сопровождении леопарда, или в одежде из леопардовых шкур, или символически в образе леопарда . Это объясняется тем, что леопард был самым хищным зверем того времени. И такие изображения должны были сделать богиню владычицей диких зверей. Подобные же приемы использовали намного позднее в Египте жрецы эпохи фараонов, которые носили мантии из шкур леопарда. Обошедшая весь мир статуэтка Тутанхамона, стоящего на леопарде, символизировала его власть над дикими животными . Этот же образ достаточно хорошо известен по более поздним минойской и микенской культурам, а также на примере классической Греции. Известные по греческим мифам Кибела, Артемида, Афродита классических времен сохранили черты, как божеств плодородия, так и Владычиц зверей.
Впечатляет крупная фигура богини из обожжённой глины. Она изображена рожающей - вероятно, ребёнка мужского пола, - причём её поддерживают два животных кошачьей породы . Найденная в зерновом ларе в культовой комнате А. II. 1, "она могла быть помещена туда, чтобы посредством симпатической магии влиять на плодородность зёрен» . Следует отметить тот факт, что животные, на которых она опирается, именно кошачьего семейства. Следы этого образа, а именно окружение «кошачьими стражами» мест силы, такие как места около трона или важные входы в здание, можно опять же проследить и в более поздних культурах Ближнего востока и европейского искусства, в частности на примере Богазкёя или Аладжи Хююк. В ранних египетских мифах бог земли Акер, (который являлся также богом «восточного и западного горизонтов» или «входа и выхода подземного мира») изображался в виде двух иероглифов сидящих спиной к спине львов. Возможно, что такую же роль исполняют два льва в изображениях легендарного героя-царя Гильгамеша, создавая прямую связь между дошумерской, шумерской и послешумерской культурами . Вероятно, эта статуэтка показывает не только образ женщины как повелительницы животных, но и особой значимости, а значит подлежащем охране, священного действа деторождения.
Кроме того, изображения рядом с леопардом указывает на двойную роль богини: она одновременно была покровительницей и жизни, и смерти. Как отмечает Меллаарт, "контрастирующие символы жизни и смерти - постоянная черта Чатал-Хююка" .
Столь впечатляющее соединение противоположных символов в фигуре Великой Богини, по-видимому, действительно можно отчасти объяснить тем прозаическим обстоятельством, что в древние времена вследствие плохих санитарных условий, в которых происходили роды, рождение и смерть часто соприкасались самым непосредственным образом . Мать-земля, которая рождает детей, а затем принимает их обратно в своё лоно, когда заканчивается их цикл жизни, вовсе не обязательно мать-разрушительница. Хотя очень редко это имело место, например индийская богиня Кали.
Что касается погребального обряда в Чатал Хююке, то источником наших знаний о нём являются как погребения под стенами и полом святилищ, так и настенные росписи с изображением огромных хищных птиц, вероятно грифов, растаскивающих плоть умерших.
Следует отметить, что в Чатал Хююкке зафиксирована прогрессивная практика обряда погребения, которая прямо предшествует экстрамуральным могильникам, поскольку под домами погребали только кости, завёрнутые в ткани или циновки. Иногда останки посыпали красной охрой и киноварью, а область шеи и лоб окрашивали синей или зелёной краской . Вместе с захороненными помещался сопроводительный инвентарь. Погребальные дары дифференцируются по половозрастному признаку: с женскими и детскими погребениями находили мотыги, костяные шпатулы, украшения; с мужскими - оружие . Сам процесс экскарнации протекал вне границ поселения. Для этого, если судить по росписям, найденным в одном из святилищ, сооружались специальные башни или лёгкие шалаши из тростниковых плетёнок и циновок, где тела усопших в течение некоторого периода времени поедались падальщиками, преимущественно грифами. Интересно заметить, что голова часто отделялась от туловища и помещалась рядом с головой быка (символом возрождения), что свидетельствует о возможном особом отношении к этой части тела. Вероятно, голова считалась вместилищем души . Ряд поразительных росписей, реконструированных Джеймсом Меллартом, показывают, как могли варьироваться мотивы Богини и грифа. Подобные узоры, только в ещё более схематизированном виде, до сих пор можно встретить на турецких безворсовых коврах.
Таким образом, типичное для хтонических божеств сочетание символики плодородия, рождения, жизни, с одной стороны, и смерти - с другой, в этой столь древней фигуре просматривается уже вполне отчётливо.

Мужское божество
Однако не только женскому божеству поклонялись и почитали жители Чатал-Гуюка. В святилищах было найдено множество бычьих и воловьих голов. Бык как символ плодородия, изобилия, регенерации, мужской силы встречается во многих культурах по всему земному шару. Это и Египет, и Двуречье, и долина реки Инд, и Крит и множество других примеров древних цивилизаций, в которых в той или иной степени и качестве использовался символ быка. Что собственно и поддаётся разумному объяснению, ведь все древние цивилизации в той или иной степени были земледельческими. А развитие земледелия находится в тесной связи с домашним скотоводством. Жители Чатал-Гуюка являлись одними из первых земледельцев и возникновение культа быка, вероятно, явилось следствием этого. Они верили в некую связь между быком как символом регенерации и женской способностью к деторождению. Это подтверждает тот факт, что на некоторых настенных скульптурных изображениях, в том месте, где должна была находиться матка, находится букраний. Сходство между видом женской матки в сочетании с фаллопиевыми трубами и букранием было обнаружено ещё художницей Д.Кэмерон, когда она вместе с Дж.Меллартом работала на раскопках Чатал-Хююка. Вероятно, при использовании практики экскарнации, которая была распространена среди жителей Чатал-Гуюка, было замечено это сходство, что и послужило толчком к возникновению этой идеи. Также интересен тот факт, что внутри лепных букраниев, были обнаружены человеческие черепа. Такое сопряжения символа регенерации, букрания, с вероятным вместилищем души возможно были связано с идеей о её воскрешении или воссоединения с Великой богиней.

Значение.
Неолитическая цивилизация, открытая Дж. Меллартом в Анатолии по словам некоторых исследователей «сияет, подобно сверхновой звезде в тусклой галактике современных ей земледельческих культур». Действительно, культура Чатал-Гуюка весьма показательна как пример тех поистине огромных возможностей, которые открывал для человечества переход к земледелию. Во время наибольшего расцвета своей культуры Чатал-Гуюк являлся олицетворением самого прогрессивного и последовательного выражения религиозного чувства в мире. Современная наука располагает слишком ограниченными данными для того, чтобы восстановить характер совершавшихся культовых обрядов, но одно лишь количество алтарей по отношению к общему числу помещений свидетельствует о культуре, поглощённой религиозными обрядами.
Ведь всего в нескольких сотнях километров от Чатал-Гуюка в те времена обитали племена людей, не поднявшихся выше охоты на диких зверей и примитивного собирательства. И влияние этого выдающегося культурного очага прослеживается далеко за пределами Анатолии – вплоть до Месопотамии. Но дольше всего его влияние чувствуется не на Ближнем Востоке, а в Европе, потому что именно на этом континенте неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию, скотоводству и культу Богини-Матери – основам европейской цивилизации, многими еще отрицаемой.
Tags: матриархат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments