Поскольку эти слова патриарха почти никто не понял адекватно, решил я немного пояснить, о чём вообще идёт речь.
Начну с того, что почти всё современное человечество ментально живёт внутри гуманистической парадигмы, сформированной в ещё эпоху гуманизма. Тогда, в пику церковному учению о греховности человеческой природы, гуманисты стали говорить о "достоинстве и превосходстве человека": человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Ну, то есть человек "от природы" поставлен в центр мироздания. Гуманисты, по своему невежеству, просто не знали ничего о подлинном весьма скромном месте "венца творения". Но теперь-то мы знаем:

В общем, гуманисты польстили самолюбию людей, назвав их "царями природы", и людям эта лесть очень понравилась. Ещё больше им понравилось то, что, согласно учению гуманистов, человек от самого рождения является носителем всевозможных совершенств. Церковь призывала к покаянию, т. е. "перемене ума", к подвижничеству и святости, а гуманисты говорили: чепуха это всё, человек от рождения - "ангел во плоти". Нудо сказать, что эпоха гуманизма была ещё и эпохой появления буржуазии; и именно в буржуазной среде гуманистическая концепция получила наибольшую поддержку. Ведь новая гуманистическая парадигма фактически отменяла и упраздняла христианский аскетизм. "А зачем мне себя в чём-либо ограничивать, - говорил себе буржуа, - если я и так само совершенство"? Буржуа поддерживали гуманистов-энциклопедистов, и так постепенно гуманистическая парадигма завоевала всесь мир. Ею пропитано всё, вплоть до детских фильмов:
"Ах, какое блаженство, знать, что я - совершенство, знать, что я - идеал!" - поёт Мэри Поппинс, а дети глазами хлопают.
Вот тут мы и подходим к главной мысли. Если человек от рождения - само совершенство, то у него просто нет пути "вверх", к реальному и подлинному духовному совершенству. "А зачем стремиться к совершенству, когда я так совершенный"?
Если же признать, что всяк человек от рождения - говнюк (а оно так и есть), то у него открывается путь к совершенству. Значит он может превратиться из говнюка в Человека (с большой буквы), в героя или святого.
Собственно, патриарх Кирилл имел в виду именно эту ересь - считать говнюков за образец совершенства, наделять их "правами человека", учреждать ювенальную юстицию, чтоб никто не смел мешать говнюкам свинячить.
Именно ложный антропологический дискурс привёл и к русской революции ("рабочий от рождения, прямо с пелёнок, - образец совершенства, да только вот злобные "буржуи", как паразиты, "заели" его; уничтожим "буржуев", и человек из пелёнок сразу явит миру своё совершенство, и автоматически наступит коммунизм), и к германскому национал-социализму ("истинный ариец от рождения, прямо с пелёнок, - образец совершенства, да только вот злобные "жыды", как паразиты, "заели" его; уничтожим "жыдов", и истинный ариец сразу явит миру своё совершенство и т. д.). Реками и морями крови обернулась эта ложная гуманистическая антропология.
Но я бы назвал ещё одну глобальную ересь, которая не менее опасна для человечества. Это "ересь неограниченного потребления". На планете с ограниченными природными ресурсами пропагандируется неограниченное потребление. Это ли не ересь?! Если бы какому-нибудь землевладельцу, имеющему собственный пруд с карпами, кто-нибудь предложил скупить все стиральные порошки в каком-нибудь супермаркете и высыпать их в его пруд, то хозяин пруда покрутил бы у виска и посоветовал бы лечиться советчику. Так почему же все сливают порошки в канализацию? Разве никто не знает, что эта вода в конце концов попадает в их водопроводные краны, из которых они пьют? Все смеются над Стерлиговым, который предложил отказаться от бытовой химии и использовать только хозяйственное мыло, но ведь мужик-то по сути правду говорит. Соберите всю бытовую химию хотя бы из одного супермаркета и вылейте это всё в реку, и в реке всё живое погибнет на многие десятки, а может быть и сотни километров вниз по течению.