Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Горные тямы (чамы) до сих пор сохранили матриархат.

kazan_love пишет в своём ЖЖурнале о чамских башнях По Нагар в Нячанге. Чамы – племя, осевшее во Вьетнаме, имевшее смешанные индуистские корни. Они пришли с территории Камбоджи. Соответственно весь архитектурный комплекс выполнен в индуистском стиле. Включает в себя четыре башни. Самая большая из них посвящена богине По Нагар научившей людей ремеслам и сельскому хозяйству. У чамов был матриархат. Далее kazan_love сообщает, что до сих пор в горных племенах почти везде матриархат, доходит до абсурда. Жена может вернуть мужа родителям, если он её не устраивает. Плохо работает или плохо исполняет свой супружеский долг.

Ну да, - посмотрел в Википедии, - всё так и есть: живут семьями в деревнях, которые состоят из нескольких свайных домов. Семьи небольшие, развиты матрилинейные роды, до нынешних времён сохранились матрилинейные кланы. Очень часто встречаются длинные дома.


Длинный дом эде.

Оказывается, эти чамы (или тямы) в древности создали высокоразвитую цивилизацию, на основе которой в начале нашей эры сложилось государство Тьямпа.Была у них и собственная письменность, одна из самых древних в Азии (сохранилось около 200 рукописей на этом языке – исторического, мифологического, астрологического характера). Тямы боготворили женщину, игравшую важную роль в их обществе.

Айнур Алимова в своей статье "Тямы. Живущие при матриархате" пишет о неписаных правилах тямов: если у женщины от первого мужа не родились девочки, ей разрешается привести в дом второго мужа. Если и с ним детей женского пола не будет, можно выйти замуж в третий, и даже в четвертый раз. Но не более — тямкам дозволяется иметь не более четырех мужей. Детей принято воспитывать всем вместе, всех мужей матери дети называют папами.

У тямов невеста платит калым родителям жениха. Раньше за жениха давали буйволов, сейчас разрешено выкупать женихов за золото и деньги. «Калым» за жениха, который невеста передаёт его родителям, зависит от финансовой состоятельности сватающихся: сумма может варьироваться от тысячи до пяти тысяч долларов. Это неплохие деньги, так как средняя месячная зарплата во Вьетнаме составляет примерно 200—300 долларов.

Тямские девушки приводят своих избранников в дом родителей, жених меняет свою фамилию, все дети записываются тоже на фамилию матери. После рождения первой дочери молодая семья может покинуть родительский дом, но старшая внучка остаётся у бабушки по материнской линии. Родители больше внимания уделяют воспитанию дочерей. Потому что дочери, повзрослев, помогают родителям и кормят их, а мальчики — нет. Сыновья уходят в другой дом.

Галя Константинова пишет в статье "Где одновременно существуют патриархат и матриархат?", что у западных тямов главная фигура в семье – бабушка. Она принимает все семейные решения, получает все уважение и почитание. И родство – по матери, и наследство – дочери.

Tags: матриархат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments