Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Чукмари (кереки).

Владилен Леонтьев пишет, что раньше к северу и востоку от реки Анадырь, до прихода туда чукчей, там жили люди, которые назывались «тэлк’эпыльыт». Когда эти люди исчезли, то название перешло к группе чукчей, обжившей эти места.

Кто же жил до прихода чукчей на Туманской? Кто такие «тэлк’эпыльыт»?

А.А.Ресин назвал людей, которые жили по «Апукинскому и Туменскому берегу» «чукмарями». Он писал, что «чукмари» заметно отличаются как от коряков, так и от чукчей. К ним не заходят ни русские купцы, ни иностранные суда… Они идолопоклонники… Встречались такие, которые не знали употребления спичек и не брали их… Женщины у этого народа имеют заметно большее значение, чем у других: они руководят всем хозяйством, принимают большое участие в торговле и на вид кажутся развитее мужчин…»

По этим небольшим сведениям можно предположить, что А.А.Ресин имел в виду кереков. Действительно, до начала XX века кереки были изолированы от культурных народов, почти не встречались с европейцами, не имели понятия ни о чае, ни о табаке, предметы из металла и другие материалы имели для них огромнейшую ценность. В представлениях кереков металлические изделия были доставлены людьми, состоящими целиком из металла. Так, в сказке «Плунтыкан’элан» - «Владеющий железным крючком», записанной мной от кереков, повествуется о канибалле, пожирающем людей, после гибели которого отдельные части его тела превращаются в котлы, чайники, ружья и даже бусы. Все металлические изделия кереки получали через посредничество чукчей и коряков в очень незначительном количестве.

А.А.Ресин также отмечал, что в жизни «чукмарей» большую роль играла женщина. Как правило, у кереков всеми хозяйственными вопросами занималась старейшая женщина в семье, она распоряжалась продуктами, с её разрешения и совета мужчины совершали те или иные поступки. Этот пережиток матриархата нашёл своё отражение и в керекском фольклоре. «Ыллапилякай – бабушка», - обращается в одной сказке Милуткалик – Заяц – мужчина к своей бабушке и спрашивает у неё разрешения идти на промысел.. И только после долгой перебранки бабушка разрешает ему пойти в кустарник за корой.

«В настоящее время кереки совершенно обнищали и быстро вымирают, - писал в начале XX века В.Г.Богораз, - но, согласно своим преданиям, они были раньше сильнее и многочисленнее, имели большие кожаные байдары и жили охотой на моржей. Они ходили за моржами на большое лежбище в глубине Анадырской губы, остатки которого сохранились до начала XX века».

Источник


Дополнение у magadansky в заметке Последний.

Кереки сохранили многие архаичные черты общественной организации, верований и образа жизни, с которыми их соседи давно расстались, почти не знали оленеводства. Главой общины считалась старая женщина, Не имеет подобия зимний погребальный обряд - покойников топили в море. Летом - хоронили в земле. Внешне кереки выглядели так же как чукчи и коряки, только были ниже ростом - 140-150 см.

Море давало им необходимое для жизни. Кереки добывали всё: тюленей, китов, ловили птиц бакланов и кайр, собирали птичьи яйца на базарах, ели даже евражек, песцов, лисиц и собак. Добывали рыбу - острогами, тупыми стрелами и дубинками во время нереста, плели сети из жил кита. На суше охотились на дикого оленя, снежного барана, медведя. Собирали, ягоды, грибы, водоросли, моллюсков. То есть, в смысле разнообразия еды, особенно мяса, керекская кухня была вполне на высоте. Жили в больших землянках. По некоторым данным, керекам было известно пиктографическое письмо. Счет был, как и у чукчей, двадцатеричным. Есть мнение, что именно кереки изобрели езду на собачьих упряжках.

Все же основным и наиболее важным делом для кереков была охота на кита. Поэтому, когда в 19 веке китовому стаду в Беринговом море нанесли сильный урон американские и японские китобои, трехтысячелетнее благоденствие кереков закончилось. Пришел голод, нужда и эпидемии. Кроме того, во время жестоких войн чукчей с коряками, керекам доставалось и от тех, и от других. Многие керекские селения были разорены и брошены, люди угнаны в рабство. На Северо-Востоке противостояние оседлых и кочевых народов в отличие от Европы, всегда однозначно решалось в пользу кочевников. Советская власть положила конец голодовкам кереков, их переселили в крупные поселки - Хатырку и Мейныпильгыно. Однако вместе с некоторым улучшением условий жизни, это переселение ускорило ассимиляцию кереков чукчами.

По итогам переписи 2010 года на Чукотке остался всего один керек.

Есть книга Владлена Леонтьева - "По земле древних кереков".

Tags: матриархат, чудь белоглазая
Subscribe

  • Неандертальцы. Кто они?

    Да, и это к вопросу о матриархате. А то тут многие выражают сомнение в том, что женщины взяли в свои руки бразды правления в архаическом…

  • Острова ведьм.

    "Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Ольгу. - Ольга, отдайся, озолочу! - Отойди, отец Онуфрий, оторву…

  • Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы.

    В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж – практически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments