Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Мозаичная демократия.

Всё быстро меняется. В том числе и демократия. Избирательная демократия древнегреческих полисов или новгородского вече разительно отличается от массовой демократии XX века. Но и массовая демократия, в свою очередь, уступает место мозаичной демократии.

Массовая демократия предполагает существование «масс». Она опирается на массовые движения, массовые политические партии, средства массовой информации. Но в постиндустриальном обществе нет более народных «масс»: нет былого крестьянства и нет былого рабочего класса.

Общество перестаёт быть массовым, оно разрушается на мелкие, разнообразные кусочки. Рынки разбиваются на всё более мелкие области применения; исследователи рынка в коммерческом деле обнаруживают всё более различающиеся сегменты и «микрорынки» для продукции, что отражает увеличивающееся разнообразие стилей жизни. Происходит персонализация в процессе производства, успешное развитие внемассового производства, что приводит к демассофикации рынка. Политика, культура становятся нестандартными, имеет место всё большее количество подходов и точек зрения. В геометрической прогрессии множатся источники информации.

Все эти перемены, касаются ли они усиливающегося «местничества», сопротивления глобализации, экологического активизма или роста этнического и расового самосознания, лишь отражают возрастающую социальную разнородность в странах с передовой экономикой. Они свидетельствуют о конце массового общества.

В развитых странах массовые движения, хотя и являются по-прежнему важным фактором, переживают ускоряющийся распад. Встретить массовое единодушие (за исключением небольшой группы первоочередных проблем) становится всё труднее.

Первым результатом распада массового общества является резкое усложнение и без того чрезвычайно сложной политической жизни. Сегодня кандидату в американские президенты приходится собирать коалицию не из четырёх или шести основных блоков, а из сотен группировок, каждая из которых имеет свою программу.

Отсюда, кстати, понятно, почему в США политики "заигрывают" с геями и прочими секс-меньшинствами. В условиях мозаичной демократии и с голосами геев приходится считаться. Это в Третьем рейхе, с одной одной национал-социалистической рабочей партией, геи - ничто, а когда в стране более полутора миллионов общественных организаций, общества геев выглядят как массовое движение. Поэтому, конечно, многие стараются привлечь их на свою сторону.

Э.Тоффлер уже в своей работе 1973 г. "Футуршок" говорил о том, что мы являемся свидетелями второго великого водораздела в истории, сравнимого с переходом от варварства к цивилизации. Зарождается новая система организации и человек оказывается в принципиально иной ситуации. Суть её в том, что организация перестаёт играть прежнюю роль, она создаётся для решения краткосрочных проблем, она становится очень динамичной и временной. Это ведёт к поражению бюрократии, к тому, что человек перестает быть винтиком огромного бюрократического механизма. Задачи, которые стоят перед человечеством, становятся всё более нешаблонными. Человек оказывается в ситуации, где он вынужден действовать не по приказу свыше, а брать на себя ответственность за решения. Он теперь не привязан к одной организации, от которой он полностью зависим, а связан со многими организациями. Человек выступает как соучастник, а не винтик.

Надо полагать, что на смену государственной бюрократии всё чаще будет приходить ситуационная иерархия, как в традиционных обществах. "В обществах первобытных охотников-собирателей, если и была иерархия, то она была изменчивой, ситуационной. Лидер был на охоте - один, на рыбалке - другой, при шаманстве - третий, во время войны - четвёртый, и т. д., и т. п. И даже эти лидеры были не в современном понимании, а просто они были советчики, консультанты... Например, тот, кто лучше всех собирал грибы, командовал сбором грибов. В своё время Миклухо-Маклай спрашивал у папуасов, кто из них - начальник, и каждый папуас указывал на себя. "Ну, веди меня к своему старшему!" - "Я - старший". Оказывается, он - страший по собиранию хвороста. Кто-то - по огню. То есть это, что называется, "кто дежурный сегодня по кухне?" Эта модель, она буквально была взята на вооружение в Америке коммунами, например, в Нью-Йорке была коммуна "Твин Оукс". Там сначала было 36 человек, и 40 лидеров" (Источник).

Надо сказать, что при освоении космоса и колонизации Марса идеально подходит именно ситуационная иерархия вкупе в мозаичной демократией. Очевидно, за ними - будущее.
Tags: бюрократия, демократия
Subscribe

  • Из тени в свет перелетая...

    Очень символичная картинка ( Источник). Навевает размышления о Вселенной, в которой мы живём... Да, если Вселенная, так сказать, одинока во…

  • Русский путь: от "форсажа" до "форсажа".

    "Перестройку" конца 80-х, первой половины 90-х годов можно охарактеризовать как НЭП 2.0. Когда ордынская модель государственного…

  • О трансформации капитализма.

    За прошедшие 100 с небольшим лет капитализм изменился до неузнаваемости. "Традиционный" капиталист XlX века - это предприниматель и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments