Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Человеческие жертвоприношения Перуну: миф или реальность?



Оригинал взят у kostyantyn1979 в Человеческие жертвоприношения Перуну: миф или реальность?

Обряд «Похороны стрелы» относится к древним языческим ритуалам.

Если большинство учёных сходится во мнении относительно цели обряда (оберег села от молнии), то текст основной песни ритуала остаётся загадкой.

С целью разгадать таинственный текст основной песни («Як пушчу стралу»), белорусский этнограф, режиссёр и композитор Юрий Выдронок подробно зафиксировал обряд в деревнях Столбун и Яново Ветковского района Гомельской области (Беларусь) в 2008 году.

Для исследований выбрана деревня Яново, т. к. там в обряде принимали участие исключительно старожилы без вмешательства в обряд людей извне, что нельзя сказать об обряде в деревне Столбун – там в обряде приезжие студенты и фольклористы как из Беларуси, так и из-за рубежа.




В результате анализа зафиксированного этнографического материала, Юрием Выдронком выдвинута гипотеза, которая может дать ключ к разгадке нелогичного, на первый взгляд, по смыслу текста основной песни.

Для более наглядного восприятия этой гипотезы создан научно-популярный фильм «Як пушчу стралу».

Как пущу стрелу по всему селу
Летела стрела вдоль села
Убила стрела доброго молодца
По тому молодцу некому плакать
Мамка старенькая, сестра маленькая
Жена молодая в хоровод пошла
В хоровод пошла себе трех нашла
Где мать плачет – там река течет
Где сестриченька – там криниченька
Где жена плачет – там росы нет

С обрядом «похороны стрелы» я впервые познакомился в своей первой экспедиции (до этого работал только с архивными записями) в Ветковский район Гомельской области в 1993 году. Будучи молодым композитором и оранжировщиком, окрылённый первыми успешными экспериментами с архаическим фольклором, ставил задачу записать как можно больше красивых мелодий в аутентичном исполнении. За сутки проходили 2-3 деревни. Разумеется, при таком темпе и не имея достаточно опыта, я записал только фрагмент обряда с песней «Як пушчу стралу», который был наспех записан во дворе дома.

По возвращении из экспедиции, после разбора материала, эта песня заставила обратить на себя внимание необъяснимой неземной магией. Я сделал обработку, и в исполнении группы «Палац», худруком которой я являлся, эта песня 48 недель держала 1-е место в белорусском хит параде очень популярной радиопередачи того времени. Это меня немного удивило, потому что были песни и попсовее в этом направлении.

Я понял, что удалось затронуть генетический код слушателей. Но кое-что не давало мне покоя. Я не понимал смысла текста этой песни. Возможно, это обстоятельство и заставило меня позднее заняться этнографией профессионально.

Вначале я обратился к именитым белорусским фольклористам, но вразумительного ответа не получил. Были разные попытки объяснить сам обряд, даже такие бредовые версии того, что обряд относится к временам матриархата или, уже теплее, мол это связано с молнией, громом и Перуном. Но таинственный смысл текста объяснить никто не мог. И он оставался для меня загадкой до 2008 года. В этом году одна из зарубежных телекомпаний предложила мне как режиссёру (ещё одна моя профессия) снять несколько документальных фильмов о Беларуси. Выбор, как вы догадались, пал на обряд «Стрелу». Вместе со своим ассистентом я отправился на съёмки в Гомельскую область .

Меккой для всех фольклористов в том регионе является деревня Столбун. Стрелу там водят на Ушэсце (Вознесение). Мы приехали на день раньше, чтобы провести разведку. Изучив ситуацию, я понял, что в Столбуне завтра не будет мистики, поскольку некоторые приезжие фольклористы и энтузиасты собираются принять участие в обряде. Я решил поискать другую деревню. По воспоминаниям о первой экспедиции, отсюда недалеко расположена деревня Яново. Мы добрались туда к вечеру.

Местные жители нас огорчили, сказав, что Стрелу они не водят, поскольку местный поп запрещает. Но увидев наше искреннее отношение, они дали нам надежду. На следующий день утром мы снова выехали в Яново и отсняли там фантастический материал. Насколько я знаю, этот обряд в последующие годы больше не проводился в этом селе. В этот день мы успели ещё и в село Столбун. Там стрелу водили позже.

Таким образом я имел две версии обряда, но именно материал из села Яново послужил разгадкой к тексту песни, поскольку обряд там сохранился в более архаическом виде.

По возвращении я с жадностью голодного фольклориста занялся просмотром видео. Начинался обряд с песни «Вы подуйте, ветры буйные», и я тут заметил низкочастотный гул микрофона, который возникает при сильном ветре. Я обратил внимание на колышущуюся от ветра одежду участников. Я задумался: ведь это не просто песня, а заговор, чтобы вызвать ветер. Но зачем?

И тут меня как Перуновой стрелой пронзило. В один миг я увидел ответ. Всё выстроилось в кристально-логическую цепочку. Я понял ошибку своей первой экспедиции. Смысл «стрелы» нужно искать в контексте остальных песен и действий ритуала. Вызывают ветер, чтобы столкнуть тучи между собой, создать электрический разряд, т.е. молнию или Перунову стрелу. Это жертвоприношение человеческое, притом возвышенное и добровольное.

Обоснование гипотезы заняло больше времени, чем её понимание. Во-первых, существуют ли факты человеческих жертвоприношений у славян? Во-вторых, существуют ли факты добровольных жертвоприношений? В-третьих, каковы цели? Факты я нашёл в древней русской и восточной литературах.

Например из «Повести временных лет»: “В год 6491 (983) пошёл Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и взял их землю. И пошёл к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падёт он, того и зарежем в жертву богам". Но можно ли доверять полностью этому источнику?

Хотя одна зацепка всё же была. Из текста песни, записанной в Яново: «братка перайшоў, сястра ўтонула”. Иносказательно: сестра ушла в царство мёртвых, а брат остался жить. Возможно, в истории славян были и не самые возвышенные моменты, к тому же это не объясняет присутствие электричества и добровольное самопожертвование как в нашем случае. Я искал дальше и нашёл:

Шримад Бхагаватам. Песнь Первая. Глава Тринадцатая.

ТЕКСТ 58

दह्यमानेऽग्निभिर्देहे पत्युः पत्नी सहोटजे ।

बहिः स्थिता पतिं साध्वी तमग्निमनु वेक्ष्यति ॥५८॥

''Увидев снаружи, что её муж сгорает вместе с тростниковой хижиной в огне мистической силы, его целомудренная жена с глубокой сосредоточенностью войдёт в этот огонь.

КОММЕНТАРИЙ: Гандхари была идеальной целомудренной женщиной, спутницей жизни своего мужа, поэтому, увидев, как её муж сгорает вместе с тростниковой хижиной в огне мистической йоги, она пришла в отчаяние. Она покинула дом, потеряв сто своих сыновей, а теперь, в лесу, наблюдала, как охваченный пламенем сгорает её любимый муж. Тут она действительно ощутила своё одиночество и вошла в огонь, последовав за своим мужем и в смерти. Когда целомудренная женщина входит в огонь, сжигающий её покойного мужа, это называется обрядом сати, и считается, что если женщина исполнила его, то она достигла совершенства.

Позже обряд сати превратился в омерзительное преступление, так как его стали проводить насильно, даже вопреки желанию женщины. В эту эпоху деградации ни одна женщина не способна совершить его так же целомудренно, как Гандхари и другие женщины прошлого. Целомудренную жену, подобную Гандхари, разлука с мужем жгла сильнее, чем огонь. Такая женщина способна совершить обряд сати добровольно, и для этого не требуется чьё-то преступное насилие''. А как насчёт славян?

«…Масъу́ди, говоря о томъ, что жёны Славянския лишаютъ себя жизни по смерти мужей, замечаетъ, что они съ охотою бросаются на костёръ, надеясь чрезъ то войти въ рай. Ибнъ Фоцланъ, разсказывая о Русскомъ обрядЬ сожженния мёртвыхъ, приводитъ слова дьвушки, обрекшей себя на смерть въ честь умершаго вельможи: «Вотъ, вижу» — говорить она въ восторгЬ, приготовляясь къ смерти — «я вижу отца моего и мать мою ; вотъ сидятъ всь мои умершие родимые; вотъ и мой госпо­динъ, — онъ сидитъ въ раю, и рай такъ прекрасенъ, такъ зеленъ !...» (Срезневский И.И. «О языческом веровании древних славян в бессмертие души»).

Что же в нашем случае? Вернёмся к тексту песни:

Ды ўбіла страла добрага молайца
Па таму молайцу некаму плакаці
Мамка старэнька, сястра маленька,
Жана молада ў карагод пайшла
У карагод пайшла сабе трох знайшла

Предположим, что герою этой песни терять нечего. Измена ставит его в ситуацию, когда он может пожертвовать собой ради благополучия всей общины, стать своеобразным громоотводом, отвести удар молнии от своего поселения и, как верили наши предки, транформироваться напрямую в рай. Все жители села от стариков до детей помогают ему, создавая коллективную поддержку:

“сначала ўсе маладзічкі станавіліся шчыльненька адна да аднае так, каб перап’яць вуліцу. За імі ззаду так жа сама станавіліся ўсе мужчыны. А ў самым канцы браліся за рукі ўсе дзеткі так жа шчыльненька. І вот так з песняю ішлі яны ўдоль усяе вёсачкі, як бы перакрыўшы вуліцу” (в.Мархлеўск, ад Півавар Праскоўі Іванаўны, 1933 г.н.).

Каждый перекрёсток обходили хороводом и выходили на открытое пространство в поле, сталкивали тучи, и молния забирала жертву. Воспроизвести в деталях этот ритуал сейчас очень сложно.

В разные периоды накладывались дополнительные элементы. Обряд варьировал. В более поздних формах человеческая жертва была заменена на символическую (куклу, предметы, деньги). Но меня больше интересует та древняя форма, в которой человек в мистическом огне молнии распадался на атомы. Феномен молнии до конца не изучен.

Есть много фактов, которые наука не в состоянии объяснить. Например, молния может преследовать свою жертву повсюду и даже после смерти ударить в её могилу, оставлять фотографическое изображение местности на теле жертвы или испепелять, сохраняя форму: «В Вик-сюр-Эне, в 1838 году, во время сильной грозы, трое солдат спрятались под липою. Молния убила их всех троих одним ударом, а между тем все они остались по-прежнему стоять, точно будто ничего не случилось. Одежда их оказалась нетронутой! После грозы прохожие видят их, подходят к ним, заговаривают с ними, но, не получив ответа, дотрагиваются до них, причём все три трупа рассыпаются, как куча золы. Это факт не единственный; даже древние заметили, что люди, убитые молнией, рассыпаются в золу.»(Флaммaрион Кaмиль "Атмосферa").

В культуре древних славян было много удивительного и необъяснимого. Без сомнения многие загадки наших предков разгадать было бы быстрее, если бы они решались коллективом профессионалов, в который входили бы историки, археологи, лингвисты, этнографы, композиторы, музыкальные теоретики, физики, астрономы, антропологи и т.д., объединённых одной идеей. Я был бы очень благодарен за любую информацию от коллег по науке и просто энтузиастов. А пока спасибо тем, из источников которых я почерпнул информацию для своей гипотезы.

Юрий Выдронок

yuryvydronak.com



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Tags: жертвоприношения, пирокинез, этнография
Subscribe

  • Пятидесятница афоризмов.

    1. Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою…

  • Пятидесятница афоризмов.

    1. Толпа никогда не стремилась к правде, она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только…

  • Цитата дня.

    Важно знать, что когда огромная масса народа недовольна своим правительством, то это самое правительство начинает думать о собственной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments