Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О деградации иконописания.

mmekourdukova в прихожане стали совершенно не внимательные выложила изображение иконы т. н. "фряжского" письма:

икона
Спас Всемилостивый. Русский Север, конец 17 в. (?). Из церкви Благовещения в Петровском парке, Москва.

Кстати, mmekourdukova уже выставляла нечто подобное в своём ЖЖурнале:



Очень хорошая статья о "фряжском" иконописании имеется в Википедии. Там же приводится критика этого письма протопопом Аввакумом: "Пишут спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя. <…> А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живыя писать, устрояет все по фряжскому, сиречь по немецкому. Якоже фрязи пишут образ Благовещения пресвятыя богородицы, чреватую, брюхо на колени висит, — во мгновении ока Христос совершен во чреве обретеся."

Википедия сообщает: "Уже вторая половина XV века в истории Русской Церкви отмечена спадом духовной жизни, который отразился и на иконописи... Уже к XVII веку мало кто из иконописцев понимал, что такое канон и иконописный стиль. К этому времени каноническая форма иконописания перестаёт удовлетворять иконописцев, в результате чего они постепенно отказываются следовать строгим канонам, не понимая связи этой формы с богословием. Это явилось причиной принятия за эстетический эталон западноевропейского искусства в духе академизма, несмотря на то, что культура и эстетика Западной Европы, а вместе с тем и богословие, разительно отличались от русских православных культурно-эстетических традиций."

В верхнем изображении угадывается влияние ещё и лубочной графики. В Россию она проникла с Запада примерно в то же время. В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы». Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон. Однако появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Верхнее изображение как раз и относится к их числу.

tito0107 в О многослойности ультрапримитива увидел сходство между Спасом Всемилостивым и лубковым Котом Казанским.

Кот Казанский

tito0107 пишет: "И "Спас" и "Кот Казанской" - продукты городской, а не "народной", деревенской культуры, скорее всего. (Первый - весьма вероятно, а второй - абсолютно точно), близкие по хронологии и стилистике. И оба они - продукты третичной переработки (пост)ренессансной культуры. Ушаков и его соратники подражали западноевропейскому искусству (которое знали больше по гравюрам), автор "Спаса Всемилостивого" подражал (опосредованно) Ушакову и соратникам. Автор "Кота Казанского" подражал испанскому ксилографу Пере Абадалю (тоже, возможно, опосредованно), который, в свою очередь, вдохновлялся более "высоким" ренессансным и барочным искусством. Такая вот многослойность примитива".


Tags: искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments