Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О родстве скоморохов с волхвами.

Автор - Александр Чашев

В 1900 году А.Д.Григорьев записал в пинежской деревне Першково от восьмидесятилетнего Тимофея Шибанова перегудку «О Терентии».

В былине крестьянин Терентий приветствует  «прохожих» людей:

Скоморохи, люди вЕжливые,
Скоморохи очЕсливые

Странное, на первый взгляд, обращение, с непонятным повтором в двух строчках одинаковых по смыслу слов, поскольку прилагательное очЕсливый имеет в древнерусском языке значение «вежливый», «учтивый».

Для знающих повтора нет: вЕжливыми на Русском Севере называли «ведунов», «знатоков» - наследников волхвов.

О родстве скоморохов с волхвами, рождении их на русской почве, не «захожести», как утверждали сторонники их иностранного происхождения,  пишет А.Морозов: «Скоморохи – отреченная профессия.  Их дело с самого начала объявлено бесовским и сатанинским. Из кого же как не из представителей отреченного культа могли вербоваться “охочие” люди! Эти люди во всяком случае должны быть не тверды во вновь принятой вере. Кто же захочет подвергнуть себя осуждению вечному? В то же время они были преданы старой обрядности, сохранившей для них всё своё значение. Потребность эта не была ещё истреблена в народе. Мысль о том, что скоморохи были преемниками профессионалов языческого культа, была однажды обронена в нашей церковно-исторической литературе, но осталась незамеченной. Её высказал Пономарёв в “Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы” прямо указавший на исполнителей языческих обрядовых действ, сопровождавшихся плясками: “Очень может быть, что из них-то и выродились наши скоморохи, которые по мере того как языческие обряды разлагались и превращались в простые народные игры и развлечения, стали не больше как потешными и весёлыми людьми, как называл их народ, делавшими из своего веселья выгодное ремесло”.   …По видимому, в народных представлениях  долго сохранялись воспоминания о древнейших связях музыки и обрядового действа, “заветного”, колдовского знания и пляски – разновидности шаманства. Таким образом русские скоморохи по своему происхождению были как бы видоизменившиеся волхвы». («Скомоpохи  на  Севеpе», альманах «Севеp», Аpхангельск, 1946).

«Волхови и чародеи то врази божии суть» - провозгласили поборники иноземной религии, заручившиеся поддержкой властителей, предавших богов предков. Под этим «лозунгом» расправлялись они с носителями древнего ведического знания.  Уцелевшие волхвы и скоморохи спасались от расправ «крестоносцев» в Заволочье - так называлась северная территория новгородских владений, расположенная в бассейне Северной Двины и Онеги, «за волоками», которые использовались для попадания в реки и озёра, текущие к Белому морю.

Источник
Tags: язычество
Subscribe

  • Про африканских шаманов-целителей.

    Из книги Сьюзен Кемпбелл " Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители": " Целители считают, что время имеет отношение только к…

  • Сознание определяет бытие.

    Теоретическая работа — в этом я убеждаюсь ежедневно — даёт больше, чем практическая; стоит только революционизировать царство…

  • "Если не умалитесь как дети..."

    Такой вот парадокс я заметил. С одной стороны, многие путешественники и этнографы отмечали мягкость характера, честность, гостеприимство саамов или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments