Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

О скоморохах замолвите слово…

Оригинал взят у bortnikk в О скоморохах замолвите слово

Известно, что скоморохи – это бродячие люди, которые устраивали потешные представления, ходя по городам и весям. На ярмарках и торгах выступали. Ещё в нынешнем людском представлении скоморох – это что-то вроде придворного клоуна.

Этим, собственно говоря, знания о скоморохах исчерпываются.

Существует ещё одна точка зрения, имеющая хождение среди ищущих русские корешки и корни, что это – путешествующие волхвы, носители древних знаний и так далее, тому подобное.

А я предлагаю послать всё это на хрен, оттолкнуться от незыблемого образа бродячего потешника и, опираясь на житейскую мудрость, прикинуть, кем он мог быть. И, кем он точно быть не мог.

Некоторые считают, что вольный землепашец не столь давних времён был полностью самодостаточен, обеспечивая себя на месте едой, одеждой, жильём и средствами производства. Допустим, что так. Чем должен был привлечь зашедший в поселение такого землепашца, чтобы тот расстался с едой, которой себе не всегда хватало, поделился одеждой и пригласил на ночлег?

За что такая щедрость?

За смех и потеху? Что-то маловато. Своих дураков, служащими источником смеха, в любой деревне всегда имеется. Если нет, то их сразу находят. Серьёзной потребности нет. Ну, чуть бросят еды и монеток. Но разве на этом проживёшь? А надо жить, оттачивать потешное дело, ставить представления. Нынешние театры все поголовно на обеспечении государства – не тянут за счёт развлечения они своё обеспечение.

А теперь всё-таки посмотрим правде в глаза – земледелец самодостаточен только на урожайной земле. Урожай хороший – всплеск рождаемости. Всплеск рождаемости – земли начинает не хватать. Не хватает земли – надо переселяться на плохие земли и тратить в разы больше времени на их обработку. При этом без поставки оружия, орудий производства, еды и прочих всяческих нужностей просто не выжить!
Но поселенцу некогда бегать от деревни к деревне – надо трудиться в поле. А там, на родной земле остались братья-сёстры да отец с матерью! Очень хочется весточки от них получать – знать, как там и что, нужно ли возвращаться или наоборот – можно ли что-то попросить.
И возникает Первая потребность – кто-то должен носить весточки от родичей. Такого человека и напоят, и накормят, и спать уложат. Соображаете?
Весточки нужно запоминать – весточка весточке рознь. А если таких весточек десятки? Сотни? Да каждая с перечнем чего, сколько и куда. Как тут без учёта и подсчёта? До грамотности и сложных вычислений – один шаг.

Более того, человек, который этим занимается, знает, кто кому родственник, где какая земля, где и когда были урожаи. Куда и сколько нужно везти припасов, одежды, а где наоборот можно взять дешевле.

Розничный торговец! Почтальон!

Следующее. Путешествуя от селения к селению, скоморох неизбежно должен был отмечать, где какая почва, где растут какие травы и в какое время. Земледелец только по завершению страды имеет возможность куда-то отъехать от родного поля. Ему некогда заниматься сбором трав, за некоторыми нужно бегать за тридевять земель. А скоморох этим может заниматься во время привала, нужным образом устроив свой путь. И деревенские травники наверняка делали заказы тех трав, которые рядом с ними не росли. Есть за что заплатить.
Более того, скоморох прекрасно был осведомлён, в каком селе, кто и каким болезням подвержен. Из чего можно с лёгкостью делать определённые выводы.
Ещё раз, что получаем на выходе:
1. Разносчик вестей и писем.
2. Розничный торговец.
3. Травник и знахарь.
4. Носитель вполне себе нынешних и весьма полезных знаний.

Этого уже вполне достаточно, чтобы не помереть с голоду и обеспечить себя на весь год, сделав пару кругов по местности в начале и в конце земледельческого года.
Ну, а если этот человек в состоянии спеть и сплясать, слегка разбавив серьёзные дела, то…
А если ещё имеет свободное время и желание овладеть понравившимся ремеслом?
Круг общения у скомороха многократно превышал круг общения любого старейшины. К тому же имелась возможность сравнивать уклад и отношения в различных семьях и общинах. Поэтому любого селянина он читал, как открытую книгу. Как сказали бы сейчас – неизбежно бы стал очень хорошим психологом к концу жизни. То есть мог бы помогать людям, скрывая душевную помощь в гадании, предсказании и тому подобных вещах. Чем становился ещё более потребным людям…
Ещё раз подведём итоги – это очень важно:
1. Вестник (почтальон).
2. Розничный торговец.
3. Травник и знахарь.
4. Душевный целитель.
5. Советник.

Как видите, песни и пляски тут так – для внешнего блеска. Под личиной дурачка можно много чего себе позволить, не причинив особого ущерба и не нарушив привычного уклада. Намёк, притча – это наше всё. Да и знаниями особо сорить не стоит – мало ли на какую почву они упадут?

К тому же скоморошество – это важное преимущество перед обычными торговцами. А отдать торговлю – это первый шаг к утери всех остальных занятий. Столь полезных и необходимых.

Разумеется, многим хотелось занять скоморошье место. В том числе и тем, кто явно не тянул. Как пишут на товарах «Опасайтесь некачественных подделок!». И они, разумеется, были.

Теперь по поводу защиты от разбойников.
Заманчиво, конечно, пограбить таких явно обеспеченных и всем нужных людей. Но вот отдача не замучает? Думаю, что по боевым качествам скоморохи сильно уступали обычным воякам. Но постоянная жизнь в движении, подготовка к представлениям, особые навыки ловкости, удержания равновесия, приёмы с оружием. Что-то как-то уже начинает кусаться. А если ещё прибавить возможности приобрести качественное оружие и нанять охрану? Добавим ещё потребность у местных, чтобы весточки доходили до родичей – как не предупредить о шалящих в лесу и не указать более безопасный путь? Да и просто проводить до границ своего участка?

В общем, опасностей пруд-пруди, но и ходов избежать этих опасностей тоже предостаточно.

Но исключать того, что отдельные ватаги скоморохов могли пойти по воинскому пути, тоже не стоит. В нынешнем цирке специализаций навалом. Почему нет? Но распространять на всех – явный перебор.

Во что ещё могли развиться скоморошьи ватаги?
Что-то вроде училищ на колёсах. С явно читающейся возможностью перевоплотиться в осёдлые университеты. Рано или поздно из их среды должны были выходить даровитые купцы, счётоводы, выдающиеся лекари (к которым бы уже сами люди тянулись со всех окраин).
Эти же люди должны были выискивать изобретателей-самородков и давать им путёвку в жизнь, объясняя, где их дар более всего востребован и будет щедро оплачен.

Церковники истребили скоморохов. С трудом, за несколько веков и только с помощью власти. И их место розничных торговцев заняли евреи и цыгане…
Со всеми вытекающими последствиями (смотрим выше список, и прикидываем, сколько управленческих нитей и навыков попало в чужие руки и сколько знаний было утрачено навсегда).

Поэтому, знайте, кого благодарить за "вклад в развитие Отечества".
Tags: язычество
Subscribe

  • О глоссолалии.

    aba_g вопрошает: " Что это за церковь?" Листая книгу Т. Шпидлика «Молитва согласно преданию Восточной Церкви»,…

  • О Церкви.

    Напишу несколько азбучных истин. В принципе, они всем известны, но замусолены до неузнаваемости. А когда их очищаешь от псевдобогословского…

  • Несколько слов по поводу автокефалии украинской церкви.

    В "ленте друзей" читаю про "объединительный собор" в храме Святой Софии в Киеве и утверждении украинской поместной автокефальной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments