Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Патриции, клиенты и плебеи.

Слово "патриций" происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием "отцовские". Что это означает? Вероятнее всего, "патрициями" первоначально называли тех, кто имел законных отцов и сами, в свою очередь, могли иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и законными родственными связями являются только связи по отцу. Действительно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархального типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это "правом жизни и смерти" (ius vitae necisque).

Патрицианские роды (gentes
, традиция насчитывает их 300) имели общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев, как правило, было три: личное имя (praenomen, собственно, "пред`имя"), родовое имя (nomen) и семейное имя (cognomen), например Люций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь и т. п.

У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требовавшее, чтобы (имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетельствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего сохранялась эта общность по отношению к земле. Традиция гласит, что y патрицианских семей царского периода в частной собственности находилось только по 2 югера (0,5 га) земли). По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и проч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения (ius possessionis), а не частной собственности.
Источник

Картина достаточна ясна: 300 вооружённых до зубов арийских семейств италиков (типа "300 спартанцев) вторгаются с севера на Апеннинский полуостров и устанавливают диктатуру на захваченных территориях.

италики

Диктатуру резко выраженного патриархата. Такая "резкость" косвенно свидельствует о том, что до вторжения италиков местные автохтонные племена вели родство по материнской линии и придерживались материнского права. Как бы в пику этому положению, у патрициев наследование имущества идёт только по мужской линии. И дабы не возникало опасных рецидивов древнего матриархата, патриции узурпируют себе "право жизни и смерти", то есть фактически устанавливают патриархальный террор.

Читаем дальше: 

В непосредственную связь с патрициями нужно поставить клиентов. Клиентов ранней эпохи, по-видимому, нужно принципиально отличать от плебеев, хотя традиция не вполне единодушна в этом вопросе. Слово "clientes" означает людей послушных, зависимых. От кого они зависели? От глав отдельных патрицианских родов или семейств, которые назывались их "патронами", т. е. покровителями, защитниками. Сама связь между патроном и клиентом называлась "клиентелой" или "патронатом". Юридически она основывалась на принципе взаимных услуг, хотя фактически обе стороны находились далеко не в одинаковом положении. Клиент получал от патрона землю, скот, пользовался его защитой на суде и т. п. За это он обязан был служить в военном отряде патрона, в некоторых случаях оказывать ему помощь деньгами, выполнять в пользу патрона различные работы и проч.

Клиенты первоначально образовались из экономически и социально слабых людей: из иностранцев, вольноотпущенников, сыновей, вышедших из-под власти отца (эмансипированных) и таким путем потерявших защиту, незаконнорожденных детей и т. п. элементов. Позднее институт клиентелы выродился: клиентами обычно становились только вольноотпущенники и паразитирующая беднота. Но в царский и раннереспубликанский периоды это была сильная группа, служившая главной социальной опорой патрициев. Её значение подчёркивается даже в "законах XII таблиц", одна из статей которых (VIII, 21) гласит: "Patronus si clienti fraudem fecerit, sacer esto" ("Патрон, обманувший своего клиента, да будет проклят").
Источник


Итак, с одной стороны мы наблюдаем иноземную италийскую "элиту" патрициев, а с другой стороны - главную социальную опору патрициев, очевидно состоящую из коренного населения. Патриции захватили всю землю и установили своего рода "сельские советы", выдающие местному населению ("клиентам") разрешения на пользование этой землёй, при соблюдении определённых условий.


Вторым сословием раннего Рима, резко отличным от патрициев и их клиентов, были плебеи. Слова
plebeius, plebs обычно сближают с греческим plhqoV, что значит "масса", "народ". Относительно плебеев в нашей традиции также нет полного единодушия. По-видимому, в ранний период это была группа римского населения, стоявшая вне родовой организации патрициев и, следовательно, вне римской общины. Хотя в эпоху поздней республики и у плебеев появилась патриархальная семья, родовая организация, система трёх имен и проч., для раннего периода все эти моменты отсутствовали. Характер землевладения у плебеев был иной, чем у патрициев: в то время как у последних землевладение было общинным, плебеи владели землей на правах частной собственности. Потомство плебеев называлось incerta proles - "неизвестное потомство". С точки зрения римских юридических представлений, опиравшихся на патриархальную семью, это могло означать только одно: у плебеев не было отцовского права или, во всяком случае, оно официально не признавалось общиной. Некоторые исследователи полагают, что у плебеев сохранялись пережитки матриархата. Хотя плебеи пользовались гражданской правоспособностью, т. е. могли заниматься торговлей и приобретать собственность (ius commercii), политических прав они не имели: не участвовали в куриатных собраниях патрициев, не были представлены в сенате и не служили в ополчении граждан. Браки между патрициями и плебеями до середины V в. считались незаконными. Обособленность плебеев заходила так далеко, что они имели свои храмы и святилища, отличные от патрицианских.
Источник

Ну что-ж, тут всё очевидно: патриции называли плебеями всё коренное население и относились к этому населению примерно так же, как спартанцы к илотам. Несмотря на то, что в патриархальной традиции нет полного единодушия относительно плебеев и клиентов, очевидно, что и те, и другие относились к "угнетённым классам", хотя и с разной степенью угнетения. Скорее всего, плебеев можно соотнести с илотами, а клиентов - с периэками.
Традиционно принято полагать, что после вторжения дорийцев, ахейцы, населявшие долины, стали илотами, а жившие в горах — периэками. Жившие в горах племена были, во-первых, дикими, как и сами завоеватели-дорийцы, и поэтому завоевали питали к ним симпатии (типа, "свои пацаны"), а, во-вторых, горцы конфликтовали с цивилизованными жителями равнин, и поэтому дорийцы относились к ним исходя из поговорки "враг моего врага - мой друг". Поэтому периэкам давались большие поблажки; может быть их даже использовали для террора и подавления илотов. 


Tags: античность, матриархат
Subscribe

  • О фанатизме.

    Довольно часто приходится слышать: "Не люблю фанатиков всех видов." А я как раз люблю фанатиков всех видов. Ибо что такое фанатизм как не…

  • Мечты и реальность.

    С утра услышал по радио слова из песни: "Зачеркнуть бы всю жизнь, Да с начала начать..." И подумалось мне, а как это было бы на самом…

  • Антикоррозийное.

    Несколько лет назад я купил и повесил на заборе новый почтовый ящик. Смотрю, он уже поржавел. Всего лет пять или шесть прошло... Проснулся среди…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment