Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Исполнение былин сродни шаманству.

Оригинал взят у assalam786 в МОЙ ПРАДЕД, СКАЗИТЕЛЬ ОЛОНХО

Мой прадед по отцовской линии был сказителем.

Он был тем, кого сейчас называют «дитя любви» - рожденный в Сибири вне брака и отданный на воспитание якутской семье, которая его и вырастила. Мужчина он был видный – высокий, сероглазый, с рыжеватыми волосами и бородой, и, судя по всему, большой жизненной силы – овдовев в шестьдесят лет, женился на моей прабабке из якутов-саха, семнадцати лет от роду, и родил еще одиннадцать детей - мой дед был младшим из них.

Ни читать, ни писать, как и все крестьяне в России того времени, прадед не умел, но говорил на обоих языках, а зимними вечерами в их доме собиралась вся деревня послушать русские сказки и былины, но особенно олонхо – сказания из якутского эпоса.

Старинный эпос - олонхо (ударение на последнем слоге) народ Саха принес из Великой Степи, откуда часть его пришла в Сибирь во время потепления, случившегося в 11-15 веках.  Былины-олонхо, уходящие корнями в полуторатысячелетнюю древнетюркскую традицию, исследователи называют «степной Илиадой» и даже сравнивают с Махабхаратой.  Наряду с мифами, олонхо содержали историю Саха и описание мест, где жил этот народ в прошлом – например, Аральского моря и окружающих его степей. До середины прошлого века эпос передавался исключительно изустно, сказителями-олонхосутами.


Небесный (верхний) мир эпоса олонхо (источник)

Слово олонхо, как и русское слово «былина» означает «то, что было». Отдельные песни эпоса насчитывали от 10 до 40 тысяч строк. Говорят, что самые длинные песни сказитель-олонхосут мог исполнять без перерыва семь дней и семь ночей!

Во времена моего прадеда почти в каждом якутском селении был свой олонхосут, иногда даже не один. Умение исполнять олонхо передавалось от мастера к ученику. Оно требовало не только исключительной памяти, но также особой харизмы, поскольку было чем-то сродни шаманству, хотя ни бубна, ни хомуса-варгана сказитель не использовал — он оперировал исключительно голосом.

Исполнение олонхо состояло из двух частей. Первую, от лица сказителя, читали нараспев, почти речитативом, то замедляя, то ускоряя темп, вторую, от лица персонажей сказания - пели. При помощи особых модуляций голоса, правильно найденного ритма и образных оборотов сказитель мог ввести слушателей в состояние, подобное трансу, так, что они как будто видели описываемое им своими глазами и переживали его.
Tags: ИСС, Традиция
Subscribe

  • Африканские сказители былин.

    И. Л. Андреев пишет: "Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных…

  • Не свисти.

    "Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов", - пишет…

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments