Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Удивительный мир Генри Дарджера.

Автор паблика "Под корень" пишет:

Генри Дарджер родился в Чикаго 12 апреля 1892 года. Он был едва заметным человеком маленького роста. Генри одиноко бродил по улицам в старой залатанной военной шинели и таскал в своё жилище всяческий хлам с помоек. Жил он затворнически в одной комнате, которая была переполнена всевозможными газетами, журналами, резиновыми жгутами, верёвками, сотнями пар очков и обуви. Иногда он называл себя Генри Даргарус и говорил, что он родился в Бразилии. По рассказам соседей, Генри в своей комнате вёл длительные беседы сам с собой разными голосами и на разных диалектах. Казалось, будто он живёт не один.

А всё дело в том, что Генри Даржер был человеком, который на протяжении всей своей жизни создавал не менее удивительный мир, чем Джон Рональд Толкин. Мир, в котором дети борются с силами зла. И хотя некоторые моменты его жизни и творчества действительно имеют параллели с жизнью Толкина, в конце концов, Генри оказывается ближе к таким людям, как наш соотечественник Олег Митасов.

У Генри Дарджера была тяжёлая судьба. Мать умерла от родильной горячки после рождения его сестры, когда мальчику было четыре годика. Маленький Генри остался жить с хромым отцом, который работал портным. В 1900 году тяжело больной отец Генри был помещён в приют святого Августина для бедных на пожизненное проживание, а сам Генри был приписан к воспитательному дому мальчиков-католиков. После того, как его отец умер, в 1904 году он попадает из-за своего «ненормального» и агрессивного поведения в дом для слабоумных детей в городе Линкольн штата Иллинойс. Оттуда его, когда Генри стал чуть старше, принудительно посылали работать на так называемую «Государственную ферму» за пределами города. После нескольких неудавшихся попыток сбежать из приюта, ему это, наконец, удаётся в возрасте шестнадцати лет. Он возвращается в родной Чикаго и устраивается работать в католическую больницу Святого Иосифа посудомойщиком и уборщиком. Он работает там 50 лет. Почти до самой смерти.

При всём этом Дарджер был истово верующим католиком. Он каждый день ходил в церковь и до работы, и после работы.

Невероятный мир Генри Дарджера за год до его смерти был открыт Натаном Лернером, профессиональным фотографом, дизайнером и преподавателем, который был благожелательным владельцем дома, в котором старик снимал свою комнату.

Пятнадцать томов, 15145 отпечатанных на машинке страниц. Одно из самых больших из когда-либо написанных произведений. Чуть позже обнаружились три огромных переплетённых тома с иллюстрациями, несколько сот картин, многие больше трёх метров в длину, написанные на обеих сторонах картона. Также Дарджер написал автобиографию «The History of my Life» («История моей жизни») – 8 томов, общим объёмом 5084 страницы. Первые 206 страниц посвящены его прогулкам по бедным районам, а последующие 4672 – описанию вымышленного урагана. Ещё одним художественным произведением является книга с названием «Crazy House» («Сумасшедший дом») – свыше 10000 страниц рукописного текста.

Итак, главным трудом жизни Дарджера оказался роман под названием «Об истории Вивианских девушек в том, что называется Королевство Нереального, и о гландего-анжелианианской войне, начавшейся из-за восстания детей рабов» (The Story of the Vivian Girls, in what is Known as the Realms of the Unreal, of the Glandeco-Angelinian War Storm, Caused by the Child Slave Rebellion). Он начал писать его в 1909 году и писал до конца жизни.

Гланделинианцы – безбожные враги мирной христианской нации Аббиэнии, держащие в рабстве её детей. Дети восстают, и начинается война. Семь смелых юных принцесс Вивиан (Дейзи, Хейди, Вайолет, Джойс, Дженни, Анжелина и Кэтрин) со своим братом Пенродом, которые не имели страха ни перед кем, кроме Бога, вступают в бой со злыми захватчиками, участвуя в кровопролитных битвах, раскрывая заговоры, попадая в тюрьму и устраивая побеги из плена. Всё это, безусловно, напоминает историю детства самого Дарджера. Детей защищают фантастические существа, которые называются «бленгегноменианцы» или «бленгемы». Они бывают разными: иногда с кошачьими головами, иногда похожими на драконов, а иногда они похожи на детей, но, при этом, имеют бараньи рога и крылья бабочек. Также интересно, что девочки на его рисунках имеют мужские половые признаки. Почему так? На этот счёт есть разные точки зрения. Возможно, Дарджер просто не был знаком с некоторыми фактами человеческой анатомии, а, возможно, хотел создать андрогинных существ. Детей в его книгах безбожные гланделинианцы отправляют в сиротские приюты, всячески их мучают, привязывая к деревьям и распиная. Таким образом, милые изображения детей в этой эпопее сменяются жестокими и кровавыми. А, в целом, «Королевство» становится детальным портретом внутреннего мира его автора: порой жестокого, порой банального, но со вспышками божественного.

Так как Дарджер не имел художественного образования, он создавал своё произведение, опираясь на те книги, которые он читал в детстве: «Удивительный Волшебник из Страны Оз» Лаймена Франка Баума, «Хайди» Иоханны Спири, «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу и серия о Пенроде Бута Таркингтона. Свои же рисунки он зачастую делал посредством коллажа, аппликаций, фотокопирования, увеличения чужих рисунков и последующего перерисовывания их от руки. Именно для его коллажей и нужны были газеты и журналы, которые он собирал на улице.

Фигуры вивианских девушек и детей были заимствованы преимущественно из детских книг-раскрасок и газетных комиксов, это зачастую диснеевские образы, объявления и иллюстрации из газет. Удивительный пример перерождения массовой культуры. Злые гланделинианские генералы были созданы из газетных фотографий и изображений солдат времён Гражданской войны, которой Дарджер очень увлекался. Он также часто писал о погоде: десять лет вё записи её наблюдения и наблюдения ошибок метеоролога, он даже спрашивал Бога о погоде. Погода была единственно темой, по которой он мог проронить несколько фраз с окружающими. На его рисунках преобладают циклоны, торнадо, град, — «безумная ярость сумасшедшей бури». Его эпопея крайне детализирована: старик сам сочинял стихи к гимнам армий, составлял подробные списки убитых солдат, военных расходов, причудливых имён генералов. Например, христианских генералов звали: генерал Восхищение, генерал Большое Сердце, генерал Имбирное Печенье. А злых гланделинианских генералов звали: генерал Намордник, урождённый Развратник, генерал Разбейголова и генерал Свиной Хрюк. Но конец всей этой причудливой эпопеи остается туманным. Дарджер оставил двойной финал и до конца не ясно, кто же победил в этой борьбе: христианская нация или гланделинианские безбожники?

В 1972 году в своих дневниках Генри Дарджер написал: «Поверите ли вы, что в отличие от большинства детей, я ненавидел день, когда стану взрослым? Я хотел бы всегда оставаться ребенком». Спустя год, 13 апреля 1973 года, в возрасте 81 года он умирает.

Благодаря продвижению его произведений американской богемой, искусствоведами он стал причисляться к одним из представителей ар брюта, т.е. искусства аутсайдеров или искусства постороннего, а работы безумного Генри стали продаваться за баснословные деньги [1]. И, кажется, что такое «признание» сильно бы озадачило старика, который всю свою жизнь был чужд общества.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Дядя Ухх съязвил в комментах: "Любит общество уже мёртвых, и сразу после смерти они обретают ореол популярности". 



На РуТрекере есть док. фильм с русскими субтитрами "The Realms of the Unreal".                     

Tags: интересные люди
Subscribe

  • Неприметные герои (2).

    В продолжение записи " Неприметные герои". Геракл, Тесей, Персей - что между ними общего? Все они - герои. Герои – дети богов (или…

  • Молодец, Конюхов!

    «Стыдно перед гражданами всех стран». Конюхов попросил Путина законодательно запретить отлов китообразных. МОСКВА, 20 июня,…

  • Шаман с "космическим мышлением".

    У geosts в Шаман из Якутии увидел вот этого удивительного человека. geosts сообщает: " Шаман Александр из Якутии,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments