Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Таланты и пороки (2).

В продолжение поста Таланты и пороки.

Содержание пьес Ибсена построено по единой схеме: некая "цельная" личность сражается с обществом за идеалы правды. Будучи самобытной и сильной, эта личность возмущена безволием и моральным ничтожеством людей. В итоге герой остаётся одиноким, покинутым и поруганным, но с сознанием собственного превосходства. Прямо как Ницше. В конце своей жизни Ницше так выразился в адрес человечества: "... несоответствие между величием моей задачи и ничтожеством моих современников проявилось в том, что меня не слышали и даже не видели".

Чтобы Ницше не слишком переживал на сей счёт, я бы посоветовал ему вспомнить об Иисусе Христе. Мессия! Сын Божий! Спаситель! А много ли современников видели и слышали Его? Ну, видели-то многие, однако почти никто не распознал в Нём Мессию. Позже апостол Павел укорял себя за то, что он  видел - и не увидел. И только потом, в Дамасском видении - прорыве в иную реальность, б0льшую, чем земное бытие - он снова узнал Егопо лицу и по голосу, как человек узнаёт человека, уже виденного однажды.

Как, должно быть, тяжко было Иисусу Христу находиться среди остолопов, из которых Он делал апостолов! В Евангелии несколько раз повторяется сцена, когда ученики не могут "вместить" в свои головы то, что им говорит их Учитель. Смотрят, но не видят; слушают, но не разумеют.

В принципе, интеллектуальное одиночество - это удел и "крест" всех гениев. Как говорится, бараны пасутся стадами, а орлы летают одиноко. По словам самого Гегеля, ни один из его учеников не понял его, кроме Розенкранца, да и тот понял превратно… Тут есть, от чего впасть в отчаяние... От этого случаются и самоубийства, и падения в алкогольную или наркотическую интоксикацию (которую можно назвать "медленным самоубийством").

Один из многочисленых примеров такого падения можно увидеть в жизни Сергея Есенина. "В последние месяцы своего трагического существования, - писал его друг Анатолий Мариенгоф, - Сергей бывал человеком не больше одного часа в сутки". Тогда золотоволосый лирик был уже законченным алкоголиком; пил каждый день и до тех пор, пока мог держать в руке стакан.

Михаил Булгаков пристрастился к морфию. «У морфиниста есть одно счастье, которое у него никто не может отнять, - способность проводить жизнь в полном одиночестве. А одиночество - это важные, значительные мысли, это созерцание, спокойствие, мудрость... Мне ни до чего нет дела, мне ничего не нужно, и меня никуда не тянет» - так оправдывал свой порок писатель.

Подобных примеров очень много. Поэт Шарль Бодлер был выпивохой и покуривал опиум, Эдгар Аллан По тоже не чурался алкоголя, однажды так напился, что нашли его в канаве. До больницы писателя довезти успели, но не спасли. Тут и Высоцкого можно вспомнить... За свой талант приходится платить очень дорогой ценой. Недаром так устойчива мифологема о закладе души дьяволу в обмент на талант.
 
Tags: антропология
Subscribe

  • Рюрик, подельник Батыя.

    1203 - "Взят бысть Кыев Рюриком и Олговичи и всею Половецьскою землею. И створися велико зло в Русстеи земли, якого же зла не было от крещенья…

  • Государства и пирамиды.

    "Вся художественная культура стадии возникновения первых государств, установлений и законов независимо от местных вариантов проникнута…

  • Когда появилась рыночная экономика?

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" показывает, что деньги и рыночные отношения возникают лишь там, где…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments