Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Ирландские филиды.

Оригинал взят у ozz_white_wolf в Филиды. Носители древней Традиции.

В средневековой Ирландии древний эпос составлял фундаментальную часть культуры и мировоззрения. Саги сочиняли и декламировали учёные поэты - филиды. Долгими зимними вечерами в залах замков возле очага, филиды читали наизусть эпические поэмы королям и знати. Филиды были привилегированным сословием. Поэты филиды занимали место учёных, историков и прорицателей при королевских дворах. Филиды были знатоками Традиции, также обладали знанием магических заклинаний и обрядов.

Филид - традиционная этимология слова fili >*welet - возводит его к индоевропейскому *wel - "видеть", т.е. провидец. Р.О. Якобсон предложил иную интерпретацию. Древнеирландское fili соответствует первой части имени славянского бога Вел-есъ и тем самым восходит в круг понятий, связанных с отражением индоевропейских мифологических представлений о потустороннем царстве (ср. с valkyrja [валькирия], valhall [Вальгалла], греческие Елисейские поля и др.) Второй компонент *es- встречается у кельтов в теониме Esus.

С индоевропейским *wel - связан обширный комплекс идей и персонажей, отражающих мифологические представления о потусторонней реальности. Целый ряд элементов магической практики филидов (с ощутимыми чертами шаманизма) непосредственно связан с потусторонним миром. Этот мир был для кельтов источником оккультного знания. Так например, в Ирландии существовал ритуал выбора короля, называвшийся "бычьим праздником". Этот обряд состоял в том, что из мяса жертвенного быка (атрибута загробного мира) варилась похлёбка. Филид ел мясо быка и приготовленную похлёбку, затем ложился спать. Во сне ему являлся будущий король.

В древнеирландской традиции проводилось чёткое различие между филидами и бардами. Filidecht означает учёную, строго регламентированную поэзию филидов, bardne - опусы бардов, от которых не требовалось точного соблюдения канонов стихосложения. Древнейшие законы Ирландии свидетельствуют о монополии филидов в религиозно-культурной сфере. Иногда филиды использовали бардов в качестве чтецов своих произведений. Социальный престиж бардов не шёл ни в какое сравнение с высоким престижем филидов.

Филиды обучались в специальных школах, каким-то образом восходящих к традиции школ друидов. По поздним источникам (XV век) можно составить представление о системе обучения филидов. Такое обучение продолжалось 12 лет ежегодно с 1 ноября (Samain) по 1 мая (Beltene). Утром учитель вводил учеников в дом с закрытыми наглухо окнами, дав задание, он проверял его вечером. Всё это время ученики должны были находиться в темноте. Никаких записей не допускалось. Очевидно, темнота помогала сосредоточиться. С другой стороны, среди поэтов было много слепых, откуда часто встречающееся прозвище Dallan от dall "слепой". Возможно, здесь слепота является присущим достойному филиду атрибутом, наводя на мысль, что внутреннее "зрение" (способность провидеть, впадать в шаманский экстаз) придаёт поэту особый сакральный статус. Здесь вполне уместно сравнение с верховным божеством германцев Одином (Вотаном), потерявшим один глаз ради обретения сакрального Знания (так сказать духовного зрения).

Обращаясь к поздним источникам, можно реконструировать программу обучения филидов. В течении 12 лет филид должен был узнать и постичь большое количество огамических знаков, поэм, трактатов, заклинаний, легенд и саг. Филиды имели корпоративно устроенную организацию, включавшую семь ступеней:
1) ollam
2 ansurth
3) cli
4) cano
5) dos(s)
6) mac fuirmid
7) focluc
Существовали и варианты этой иерархии: Кормак называет только шесть ступеней, другой источник перечисляет семь рангов, но во главе списка не ollam, а eces. Поднимаясь по ступенькам этой лестницы, филид осваивал  всё более сложные поэтические произведения, возрастала его роль в исполнении различных церемоний и ритуалов. Иерархичность организации филидов предопределяла закрепление определённых видов поэтических произведений за каждым рангом.

  Достаточно спорным вопросом кельтологии остаётся функциональное разграничение понятий филид и друид. Древние авторы дают противоречивые сведения по этой проблеме. Читаем у Страбона: "У всех галльских племён, вообще говоря, существует три группы людей, которых особенно почитают: барды, предсказатели (филиды в древней Ирландии - ozz) и друиды. Барды - певцы и поэты; предсказатели, ведают священными обрядами и изучают природу, друиды вдобавок к изучению природы занимаются также этикой..." У Тимагена можно почерпнуть сведения о том, что эухаги (предсказатели - филиды) пытались открыть великие тайны природы, но и бардов и филидов превосходили своим гением друиды. Однако Цезарь, непосредственно столкнувшийся с кельтами, говорит о том, что во всей Галлии существует только два класса: друиды и всадники. Друиды участвуют в делах богопочитания, следят за правильностью жертвоприношений и истолковывают все вопросы религии. Очевидно, что следует больше доверять Цезарю, обладавшему более аутентичным знанием материала. То, что Цезарь не различал друидов и ватес (филидов), позволяет говорить, с известной долей условности, о принадлежности филидов к "касте" друидов. Некоторые исследователи полагают, что друиды и ватес являлись разными хронологическими этапами в развитии кельтских народов. Существует также гипотеза о том, что ирландсике филиды были жрецами индоевропейского происхождения, а друиды восходили к праиндоевропейцам. Распространённой является точка зрения, что филиды были устранены от жертвоприношений и, в отличие от друидов, пережили христианизацию именно вследствие малой степени участия их в значимых религиозных делах.

Филиды при дворах древнеирландских королей за специально оговоренную таксу сочиняли поэму (duan). Личность поэта охранялась законодательно. Филид высшего ранга ollam считался равным королю. В одной из поэм описывается случай, когда гонец обратился прежде к королю с важной новостью, проигнорировав присутствовавшего филида, нарушив тем самым традицию, так как предписывалось сначала заговаривать с филидом и только затем с королем.

В начале VIII века завершилась дифференциация правовой традиции, особый класс "юристов" - брегонов создал свод законов. Филиды могли регулировать отношения среди "благородных" (королей, знати, филидов), выступая в роли установителей сакрального смысла обрядов, ритуалов, наставлений. Основные функции филидов выводятся из того, что они считались обладателями Знания, носителями Истины. В частности филиды занимались королевскими генеалогиями. В результате обосновывалась законность права на трон, правлению придавался сакральный статус. Знание помогало филидам проникать в прошлое и предсказывать будущее. Так у поздних авторов описана процедура предсказания imbus forosnai, которая заключалась в следующем:

1) филид жуёт кусок сырого мяса свиньи, собаки, кошки
2) кладёт этот кусок на камень у двери и произносит заклинание (т.е. просит принять богов жертву)
3) потом обращается к богам с просьбой оберегать его сон
4) после сна, спустя сутки филид сообщает что ему открыто богами.

После жевания филид пел заклинание. Например, в саге "Финн и человек на дереве" есть интересный фрагмент:
"Тогда Финн положил свой палец в рот. Когда он его вынул, его осветило знание, и пропел он заклинание"
Необходимо отметить то, что эти процедуры носили мантический характер и отражали древнюю "технологию" поэтического творчества, включавшую ритуально-экстатические элементы, целью которых было установление связи с потусторонним миром. При помощи сакральных текстов, построенных определённым образом, филиды могли магически воздействовать на выбранный объект. Особым жанром древнеирландской поэзии были магические заклинания, направленные против людей, так называемые сатиры, что заставляло даже королей опасаться филидов. Так, по ирландским законам, король не должен был иметь телесных изъянов. Сатира glam diccen могла вызвать появление прыщей на лице монарха, что предполагало несоответсвие короля занимаемому положению. Так по легенде филид Неде сочинил на короля Кайера сатиру, в результате чего на лице правителя вскочили три волдыря. Вот эта сатира:

"Зло, смерть, короткая жизнь Кайеру!
Пусть копья в битве поразят его, Кайера!
Кайер мёртв(?)Кайер...Кайер под землёй
под развалинами, под камнями быть Кайеру"

К филидам предъявлялись высокие требования как в поведении, так и в ремесле. Зафиксировано поучение о 14 потоках мудрости филидов: скромность, невинность, "знание", заклинание, поэма (которую вправе сочинить только оллам), суждение, "открывание истины", большая учёность, чистота рук и брака, чистота уст и учения. Филиды зачастую выступали при королях в качестве советников и наставников. Нельзя переоценить роль филидов в становлении древнеирландской правовой традиции. Сакрально-магическая поэзия филидов, зиждившаяся на духовном Знании, основывалась на мифо-религиозном восприятии действительности экстатическом состоянии шамана. Фигура филида в древнеирландской традиции была связующим звеном между реальным миром и миром богов. Значимой была функция филида как носителя и хранителя Традиции, которая прервалась со смертью последнего из них, как было предсказано: "Выродятся филиды, и не станет филидов, но только лишь барды".

Список использованной литературы:

Кавыгин В.П.  "Язык древнейшей ирландской поэзии (История языков народов Европы)"
Леру Ф. "Друиды"
Широкова Н.С. "Мифы кельтских народов"
Tags: Традиция, поэзия
Subscribe

  • Африканские сказители былин.

    И. Л. Андреев пишет: "Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных…

  • Не свисти.

    "Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов", - пишет…

  • Оптимистическая трагедия.

    Пускай в Меня, как в водоём, Вольются боль, и грязь, и горе: Не в силах молния огнём Испепелить иль выжечь моря! Пусть мириады спирохет Грозят…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments