Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Изгойский "дух капитализма".

Комментируя значимость и удельный вес трудовой этики протестанства, наилучший специалист по этой проблеме М. Вебер отмечал, что капитализм существовал задолго до Реформации. Капиталистические отношения характерны как для средневековых купеческих гильдий, так и для традиционных крестьянских обществ. Вебер назвал капитализм, который он узрел в средневековом периоде, "авантюрным капитализмом". Он утверждал, что эта форма капитализма была беспринципной: она предполагала трату своих денежных доходов на пышный и испорченный образ жизни.

Вебер утверждал, что новый "дух капитализма" возник в 16-м веке. В отличие от средневекового "авантюрного капитализма", эта новая версия капитализма имела твёрдое нравственное основание. Хотя она поощряла приобретение и накопление богатств, тем не менее относилась к ним аскетически. Эта форма капитализма, согласно Веберу, не была склонна к гедонизму. Напротив, она сознательно избегала роскоши и плотских утех.

Вообще говоря, кальвинисты (по крайней мере, первые несколько поколений) были своего рода монахами в миру. К своему телу они относились как к ослу, которого надо всё время нагружать тяжёлой работой и кормить плохим кормом. Точно так же они относились и к своим домочадцам. В семье все должны были трудиться, не покладая рук, от зари и до зари. Этого требовало их социальное положение сектантов в католическом мире. Кальвинисты были изгоями католического общества и, чтобы с ними считались, они были вынуждены усердно трудиться, чтобы обрести социальный и политический "вес". Будучи изгоями, они больше других заботились об упрочении своего положения на земле. От этого и росли их капиталы.

В этом отношении они сопоставимы с английскими пуританами, русскими староверами и евреями в христианской Европе, которые также сыграли видную роль в первоначальном капиталистическом развитии, при том что верования их совершенно различны.

Кстати, именно этим объясняется и тот феномен, что "голожопые" иммигранты зачастую оказываются более успешны в бизнесе, чем местные жители. В статье "Бизнесмены-иммигранты более удачливы в США, чем местные предприниматели" Анна Сафронова пишет, что "иммигранты первой волны гораздо больше нацелены на запуск собственного бизнеса в США, чем те, чьи родители были иммигрантами, и уже тем более чем те, кто является коренными жителями". Иммиграты первого поколения всегда чувствуют себя изгоями, как те же кальвинисты, евреи или староверы. И это положение изгойства, как стрекало, подтаткивает их к поиску различных способов самоутверждения в новом обществе. Богатство является, пожалуй, наилучшим способом обратить на себя внимание общества. Потому-то изгои и добиваются его.

   
Tags: капитализм
Subscribe

  • Тамтам - "телефон Африки".

    Говоря о социальных и межличностных взаимоотношениях в Африке, Д. Пирцио-Бироли в своей монографии "Культурная антропология Тропической…

  • О групповом мышлении.

    В один жаркий техасский вечер некая семья играла в домино на крыльце до тех пор, пока тесть не предложил съездить в Абилин отобедать. Жена сказала:…

  • Соль земли.

    Ну, вот и закончилась новогодняя "лафа́". Сегодня пойду поработаю немного, разомну свои старые косточки... Арнольд Шварценеггер считает…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments