Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Индейский матриархат (3).

В продолжение постов Индейский матриархат и Индейский матриархат (2).

На "Упельсинкиной странице" я обратил внимание на статью Ю. П. Аверкиевой "Индейское кочевое общество XVIII-XIX вв. ". Меня заинтересовало описание индейской пляски солнца.

"Пляска солнца описывается авторами как ежегодный летний племенной праздник. Однако к середине XIX в. он стал устраиваться не ежегодно, а лишь по обету того или иного индейца. По данным Р. Лоуи, кроу, например, отмечали его через 3 — 4 года, так как устройство его было связано с большими расходами. Инициатором праздника становился человек, давший обет. Но участвовало в нём всё племя, пляски и обряды исполнялись членами различных обществ. Все участники празднества проходили определённый период поста и очищения в паровых банях. Особенно длителен и строг он был для инициатора праздника. У кроу и тетон-дакотов в описаниях праздника, в качестве инициатора его выступал обычно мужчина.

У черноногих же пляска солнца устраивалась по обету женщины, даваемому обычно весной. В связи с этим обетом всем охотникам племени объявлялось о необходимости заготовить всем для праздника бизоньи языки. Помощницы давшей обет сушили эти языки и откладывали впрок до празднества.

С момента объявления об обете женщина окружалась специальными табу.

Для праздника выбиралось специальное место, куда перекочёвывало всё племя. Перемещение его длилось четыре дня и выливалось в своеобразный яркий парад. Индейцы наряжались в свои лучшие одежды и украшения, богато украшали коней. Воины ехали в доспехах со щитами и оружием в руках. Устроительница праздника ехала в женском седле, а заготовленные языки и предметы культа перевозились в волокуше, прикреплённой к её седлу.

Во время празднества устроительница его считалась священной, на голову ей надевали специальный головной убор, хранящийся остальное время в связанном с пляской солнца священном узле. Содержимое его раскладывали на алтаре. Характерно, что в этом же узле хранилась мотыга, считавшаяся ещё более священной, чем головной убор, и свидетельствующая, несомненно, о связи пляски солнца с аграрным культом. В этом же узле хранились также сумки из сыромятной бизоньей шкуры, кожа барсука, пузыри для хранения перьев, игравших важную роль в обрядах всех племён, шкурки белки, ласки. Черноногие приурочивали свой праздник солнца к сезону дозревания рябины и волчьих ягод. Рябиной угощали внутри культового сооружения лучших плясунов. Праздник длился около недели, и после него племя распадалось на общины, которые разъезжались для осенней охоты и выпаса коней.

У кроу самым священным предметом в узле пляски солнца была кукла из бизоньей кожи, символизировавшая “лицо солнца”. Наследственный хранитель священного узла с этой куклой был главным организатором праздника.

У всех племён важное значение в обрядности пляски солнца имел своеобразный венок, сплетавшийся у понка из шалфея, а у кроу из ивовых веток. По-видимому, этот венок символизировал солнце, о чём говорит и тот факт, что кроу в центре венка укрепляли куклу — “лицо солнца”. Характерно, что на куклу, как и на тело устроителя обряда, наносились знаки утренней звезды”. Это также, несомненно, указывает на связь пляски солнца с аграрным культом.

Заслуживает внимания выдающаяся роль женщин в пляске солнца. Как уже отмечалось, у черноногих праздник устраивался по обету женщины, которая становилась центральной фигурой священнодействия. Характерно, что мотыга — главная святыня в пляске солнца чернонсгих — была оружием женского труда. У кроу в описаниях Лоуи центральной фигурой праздника был мужчина — устроитель праздника, и руководил обрядом хранитель священного узла, но действовал он непременно в паре с женой.

В заготовке же жердей для “храма” главную роль у кроу играли женщины. Выбиралась верная своему мужу жена, которая должна была сделать зарубку на первом дереве, хотя срубал его после этого гермафродит. Последующие деревья срубали молодые женщины и с помощью своих любимых доставляли их на место. Женщины же рубили ветки для стенных переплетов и доставляли их на место, сидя верхом на лошади вдвоём с любовником. У тетон-дакотов подрубленное для священного столба дерево валила женщина.

Эта роль женщин в пляске солнца, как и в обрядах, связанных с культом табака, указывает, несомненно, на их место в аграрных культах индейцев до их перехода к кочевому коневодству и охоте."

Об индейском танце солнца я уже писал здесь.  Тут же хочу прокомментировать то, что называется "аграрным культом" в статье у Ю. П. Аверкиевой. "Аграрный культ", в котором верховодят женщины, я бы назвал матриархальным культом. До перехода индейцев племенного союза сиу к кочевому коневодству и охоте у них, по всей видимости, имелся такой же матриархат, как в Ирокезской лиге.

Значит, инициатическая пляска солнца связана с матриархатом. На матриархат намекакет и венок, который имел важное значение у всех индейских племён в обрядности пляски солнца. Венок и венец обозначают предметы, которые, имея форму кольца, являлись символом Богини. "По-видимому, этот венок символизировал солнце, о чём говорит и тот факт, что кроу в центре венка укрепляли куклу — “лицо солнца”". Этот венок - прекрасная иллюстрация к моим постам Красная Солнушка и Красная Солнушка (2). Да, и само "лицо солнца" очень напоминает Древо жизни в виде женщины с головой Богини.

Firefox_Screenshot_2016-07-24T10-30-47.575Z

В этом Древе жизни легко угадывается древнеегипетский символ жизни - анх:



Конечно, здесь можно провести параллели с "солнечной" природой Медузы Горгоны, заметной в изображениях на антефиксах ("коньках") этрусских храмов и домов.

Антефикс из Вей. Ок. 500 до н. э. Музей виллы Джулия, Рим. Терракота.

Антефикс из Лавиниума, 6-5 вв. до н.э. Этрурия

Это последнее изображение очень напоминает девушку в кокошнике.

Кокошник

Кокошник же есть символ Солнца вообще и восходящего Солнца в частности. Сам гребень (в профиль) - имеет форму (и даже цвет) ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА С ЛУЧАМИ.

Кокошник 2

Кокошник 3

mosika_901_00002

Масленица 2016

Сжигание Костромы

Сжигание Масленицы
Языческий обряд сжигания соломенной куклы сохранился и до наших дней.

Tags: матриархат
Subscribe

  • Цитата дня.

    Важно знать, что когда огромная масса народа недовольна своим правительством, то это самое правительство начинает думать о собственной…

  • Спорное мнение.

    Психопатией (или духовностью) является всё, что не вмещается в культуру как в язык, для чего нет слов, символов, обозначений. Источник. Весьма…

  • Пятидесятница афоризмов.

    1. Есть гипотеза, что в миг, когда кто-то постигнет истинное предназначение Вселенной и причины ее существования, она немедленно исчезнет, а на ее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments