Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Возникновение религий.

Оригинал взят у bahmanjon в Возникновение религий.

Архетип культурного героя настолько укоренён в нашем мозгу, что историю мы воспринимаем прежде всего в лицах всяких выдающихся людей, например, "основателей". Герой приходит в косный хаотический мир, преодолевает его, совершает некие подвиги (чуть ли не в одиночку, ну разве что статисты какие-то у него в шайке), после этого основывает некое явление.

Хорошая книга, выносящая подобные шаблоны - "Возникновение Ислама. Социально-экологический и политико-антропологический контекст". Можно скачать во ВК (http://vk.com/wall-35831937_2462).

Авторы попытались реконструировать этот самый контекст истории пророка Мухаммада. Обычно она стереотипно представляется так: описывается ситуация в Аравии перед пророчеством (т.н. джахилия, невежество) как некий порочный порядок вещей, который в то же время статичный и чуть ли не испоконвечный. Выделяющийся праведностью среди всего этого бардака Мухаммад получает откровение, стремится передать его людям, но везде спотыкается о сопротивление косной среды, всех этих курайшитов с их караванной торговлей. Пока наконец неимоверными усилиями ему не удаётся всех переубедить/сломить/завоевать и изменить плохой порядок вещей на праведный, мусульманский порядок.

В реальности всё было чуть ли не наоборот. Заметные изменения в жизни Аравии произошли не с приходом ислама, а в два предыдущих века. Ухудшение природных условий привело к крушению царств и вождеств. Общество "деградирует" (по марксистским критериям), их место заменяет хорошо развитые племена. Формируются межплеменные структуры религиозных паломничеств к святым местам (одним из них была Мекка).

Караванная торговля с Византией, Ираном и Йеменом/Эфиопией устанавливается в последние десятилетия VI в. До этого она была практически бессмысленна, потому что коммуникации шли морем. Показательный факт: сам Мухаммад в молодости участвует в перестройке Каабы - это караванщики-курайшиты только-только обросли жирком, чтобы установить в контролируемом ими центре паломничества более-менее приличное сооружение (взамен убогой хижины Хубала).

В общем говоря, возникновение ислама - это естественное развитие всех этих новшеств, всей среды, с которой "боролся" Мухаммад. Хороший показатель этого и синхронные "лжепророки" Аравии, которых история насчитывает пять. Они вещали практически идентичные исламу вещи, действовали похожими методами. Исламская историография, конечно, изображает их жалкими подражателями Мухаммада, но скорее всего это просто банальное клеветническое восприятие проигравших конкурентов. Gloria victoribus.

«Параллельные» пророки — вообще очень интересное явление.
Можно вспомнить Будду и Махавиру (основателя джайнизма), живших в одной стране, в одно вроде бы время и происходивших из одной социальной среды (но почему-то не встречавшихся), различных проповедников в Иудее I в. (помимо христианства остались только мандеи).

Более близкие по времени к нам "основания религий" оказываются лучше освещены источниками, и их "серийность" обычно сомнений не вызывает. Например, основание сикхизма происходило не в вакууме, где проблистал Гуру Нанак, а наоборот в череде многочисленных проповедников-"бхактов", вещавших в духе заветного «nā kōi hindū nā kōi musalmān!» (Самый известный ненанаковский деятель - Кабир). То есть, идея "носилась в воздухе", а гуру Нанак оказался наиболее успешным её проводником (И то, в свете отношений сикхов Хальсы с удасинами - сикхами сына Нанака - успех всё же был не абсолютным).

То же самое "ношение в воздухе" можно экстраполировать на другие "основания религий", от которых редко сохраняются "независимые источники", что могли бы нарушить стереотипную парадигму культурного героя, ломающего эпоху.

Наиболее устойчивой при "основании религии" оказывается, как это ни странно, ритуально-практическая сторона дела. Можно даже сказать, что ритуал/практика "страдают" от тихих эволюционных деформаций куда заметнее, чем от громких "реформаторов". Это можно видеть и по исламу: все основные ритуалы арабской религии остались на месте (паломничество, причём целиком в комплексе, жертвоприношение, рамадан).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Возникновение религий - процесс многоплановый. Поэтому тут лучше не ударяться в какую-то одну крайность. Безусловно, в истоках каждой религии лежит мистический опыт, связанный со вполне конкретными людьми. Конечно, во многих случаях идеи, которые "носятся в воздухе", подхватывают одновременно несколько человек. Однако, например, Мани в одиночку создал цельную религиозную систему - манихейство. По-моему, в его случае не было никаких "параллельных" пророков. Хотя, это не значит, что Мани находился в совершенном отрыве от культурно-исторической среды. По всей видимости, в той среде шло некое подспудное, неоформленное "брожение", а Мани просто взял и оформил его в стройную систему. Его работу можно сравнить с самогоноварением: он "перегнал" мутную брагу в чистый спирт. Но, при всём при том не стоит забывать и Традицию, в русле которой совершаются вообще все религиозные "брожения"; без Традиции и вне Традиции никакого Мани просто не было бы; ему просто нечего было бы "перегонять".

В общем, для появления новой религии необходимы три составляющих:

(а) религиозная Традиция,
(б) культурно-историческая среда,
(в) пророк или мистик, улавливающий "носящееся в воздухе" Божественное откровение.

При этом, конечно, возникают подчас антиномичные отношения между Традицией, культурно-исторической средой и пророками-мистиками. Заваривается такая "каша", что в ней всё перемешивается и перегорает. Из пламени, как птица-феникс, появляется новая религия, обновлённая Традиция и обновлённая культурно-историческая среда. Почти по Гегелю: тезис и антитезис рождают синтез.
Tags: религиоведение
Subscribe

  • Crop Circle Near Avebury Circle.

    Интересный круг на полях от 02.07.2021 в графстве Wiltshire, Англия, возле Avebury Stone Circle. Источник картинки. Уже много лет графство…

  • О "троянских играх" в Древнем Риме.

    В. А. Гончаров в статье "Lusus Troiae: ещё раз к вопросу о пережитках инновационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима" пишет:…

  • хорошо сказано

    Чаще всего, те, кто ищет инициацию, упускают центральный момент, с ней связанный - а именно - испытание. Феномен инициации всегда пересекается с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments