Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Про причины современного "джихада".

bahmanjon в Мифологические истоки современного джихада так пишет о причинах воинственности т. наз. "исламистов":

Религия предполагает повторение верующими образцовых паттернов, заданных значимыми для неё персонажами, что зафиксировано в некотором тексте (мифе). В мировых религиях это Священное Писание. Мусульманский Коран в значительной, если не основной, степени посвящён обличениям мушриков (многобожников) и описаниям борьбы с ними (вплоть до предписаний по праведному дележу добычи, полученной в войнах с ними). "Традиционные" муфтии расскажут, что это всё не имеет релевантности в нашей действительности: нету давно вокруг нас (а тем более на Ближнем Востоке) язычников-многобожников, а воевать нужно только для защиты ислама, который сейчас не от кого защищать ("Оборонительные" войны халифата, да и самого пророка уже, против Византии и Ирана выглядят, конечно, парадоксальными, но нет тех высот парадоксальной логики, которые не возьмут апологеты "самой миролюбивой" религии в мире). Потому что по сути они относятся к священному тексту как к историческому документу, нужному им для культовых целей. Потому что у них не религия, а формалистская клерократия.

Настоящее религиозное сознание невозможно водить за нос и забивать его формализмом. Если его рвение устремляется к Корану и Сунне, то оно будет жаждать повторять образцы, описанные в Коране и Сунне. Ему мало просто гордости, что его идеологические предки успешно боролись с ширком (многобожием). Ему самому нужно постоянно бороться с ширком, как это делали они, чтобы быть к сопричастным к этим первозданным героям.

Ширк, совершенно как силы хаоса в древних мифологиях, для такого сознания постоянно воспроизводит себя. Пусть давно не осталось формальных многобожников, но он ощутимо проникает уже в сердца формальных мусульман. И чтобы он не затопил всё и вся, нужно постоянно воспроизводить борьбу с ним. Эта борьба в священном тексте, задающем образцы, описывается прежде всего в виде вполне конкретного вооружённого противостояния, всех этих битв "при Бадре" и "Ухуде" и т.д. Поэтому что бы там формалистские апологеты "миролюбивой религии" не вещали про "джихад в сердце", религиозное сознание вполне справедливо видит совсем другие образцы. Именно поэтому живой ислам никогда не уйдёт от своей "кармы" воинственного учения, заложенной основателями, как и любая другая живая религия - своей "кармы".

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я думаю, основной вопрос не в отсутствии в исламе образцов для подражания. В христианстве полно таких образцов: это и Сам Иисус Христос, открывший Путь спасения и призывавший апостолов следовать за Ним; это и ап. Павел, говоривший своим ученикам: "умоляю вас, братия, подражайте мне, как я - Христу"; это и многочисленные святые христианской Церкви (есть даже такая поговорка: "святой - это видимый бог, ведущий к Богу невидимому". Но много ли людей ныне подражают Христу, или Павлу, или святым? Раз, два, и обчёлся... Путь сей есть "узкий и тернистый", и немногие находят его, как и сказавно в Евангелии.

Точно так же и в исламе. Почему Рабия аль-Адавия стала одной из величайших исламских аскетов, а современные мусульмане не могут? Да ровно потому, что не все христиане могут повторить житие св. Франциска Ассизского. Как говорится, "кишка тонка". Поэтому они "упрощают" христианство, реформируют его так, чтобы быть богатыми в миру и ещё приобрести "билеты в рай". Ну, фактически и христиане, и мусульмане в основной своей массе далеки от религиозного подвижничества. Однако иногда жизненные обстоятельства ставят их в затруднительное положение, из которого невозможно выбраться. Русские в таком случае говорят: "Эх! Помирать - так с музыкой!" Тогда-то, перед лицом смерти, и возможно религиозное пробуждение. "В окопах не бывает атеистов". В своё время крестоносцы являлись разношёрстной публикой, но все они перед боем кричали: "Deiu le veut!" - Так угодно Богу! (франц.).

Большевики пошли по лёгкому пути. Вместо того, чтобы самим дорастать до высочайших образцов культуры, они стали истреблять и изгонять из страны культурных людей; вместо того, чтобы самим строить коммуны, работать в них и показывать рекорды производительности труда, они стали загонять в колхозы крестьян. Увы, но большевикам было проще убить сотню "буржуев", нежели добиться того, чтобы хотя бы одно лицо из их среды преобразилось и "просветлело". В начале знаменитого фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" есть одна показательная сцена, где красный комиссар абсолютно не знает, чем ему заниматься в мирное время. Вдруг кричит в бухгалтерии: "Вот она, моя бумажная могила! Зарыли! Закопали славного бойца-кавалериста! Не могу больше!" - и с каким-то диким воем убегает из конторы. Ему срочно нужно какое-нибудь "спецзадание", чтоб "замочить" кого-нибудь. Иначе ему жить невыносимо скучно.

Проблема заключается в том, что некоторые люди не знают, куда себя деть. Заниматься самообразованием они не умеют, да и нет такой привычки. Из Традиции они выпали, к культуре равнодушны, никаких духовных авторитетов не имеют. Такие, при известных обстоятельствах, будут кричать и
"Deiu le veut!", и "Heil Hitler!", и "За Сталина!", и "Аллаху акбар!" Разве можно себе представть, чтобы, к примеру, академик Лихачёв вдруг что-то подобное закричал? Вот в этом-то всё и дело. Все болезни человечества - от бескультурья.
Tags: ислам
Subscribe

  • Божественный ужас.

    В предыдущей записи, говоря о Зевсе, я упомянул его многочисленные связи с земными женщинами, от которых рождались герои. Спускаясь с Олимпа на…

  • Может прав был Маркион?

    diak_kuraev в своей записи " Священников тепле удавил еси" приводит заметку иеромонаха Диодора Ларионова: "В службе…

  • Женское начало в Божестве (3).

    В продолжение записей Женское начало в Божестве (1) и Женское начало в Божестве (2). val000 в "Отче наш" в переводе с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments