В архаические времена посвящение происходило в пещерах. Дольмены, эти рукотворные "пещеры", по всей видимости, также предназначались для посвятительных практик. В дольменах имеются круглые отверстия, через которые можно залезть внутрь и вылезти изнутри. Археологи находят возле дольменов каменные "пробки"-"затычки", которыми снаружи затыкались эти отверстия.

Тут важно отметить, что женские посвящения связаны с физиологическим процессом менструации. Во время месячных женщина считается ритуально "нечистой", и уединение в пещере-хижине предназначено для "очищения". После изоляции в темноте женщина выходит на свет Божий ритуально чистой и духовно сильной.
Пещера представляет собой не только аналог материнского лона, но и аналог чрева Матери-Земли. Это Великая Богиня эпохи матриархата.
Понятно, что с переходом к патриархату земля была проклята (Быт. 3:17), и местообитание богов переместилось на пики высочайших гор, подальше от земли. Горы становятся средоточием сакральности. Имена священных гор варьируются соответственно с преданиями, выполняя тем не менее идентитичную функцию. Это - Олимп у греков, Альборж у персов, Табор у евреев, Каф у мусульман, Потала у тибетцев, Белая Гора у кельтов, Меру у индусов, К'уанлуан у китайцев.
Когда поблизости не было горы, выстраивали нечто похожее из кучи камней, "керн" (cairn), курган, пирамиду, зиккурат в Вавилоне, гору-храм в стране кхмеров или девятиэтажную буддийскую пагоду в Китае. Можно даже сказать, что колокольная башня в центре любого села отвечает тем же требованиям. Поставленные "на попа" камни, бетили и менгиры являются таким же пристанищем божественного вдохновения, как дельфийский омфалос, близ которого пророчествовала пифия.
Если божества "обитают" на вершинах гор, то восхождение в горы является своего рода паломничеством, приближением к святыням. В восхождении на гору есть нечто от естественного очищения, спонтанной духовности, которую, видимо, искал Ницше, занимаясь альпинизмом в горах Зильс-Мария.
Вообще, альпинизм, как вид спорта, придумали и культивировали исключительно мужчины. Скорее всего, "тяга в горы", стремление к "покорению вершин" есть иррациональный, бессознательный поиск "мужской" духовности. Вырваться из повседневной обыденности и оказаться в непривычных условиях - это значит уже одной ногой оказаться в мире сверхъестественного, где возможно всё.