Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Гора и пещера. Архетипы "мужской" и "женской" религиозности.

С женскими обрядами инициации неразрывно связана т. наз. "хижина уединения". Хижина посвящения представляет собой аналог материнского лона. Ритуальная «смерть» девушки в этой хижине означает её возвращение в эмбриональное состояние. В качестве "эмбриона" девушка должна провести в хижине срок беременности. Период изоляции в хижине варьирует в зависимости от культуры: от трёх дней – в Австралии, до двадцати месяцев – в Новой Ирландии, или даже до нескольких лет – в Камбодже. Затворничество завершается новым рождением в новый (духовный) мир.

В архаические времена посвящение происходило в пещерах. Дольмены, эти рукотворные "пещеры", по всей видимости, также предназначались для посвятительных практик. В дольменах имеются круглые отверстия, через которые можно залезть внутрь и вылезти изнутри. Археологи находят возле дольменов каменные "пробки"-"затычки", которыми снаружи затыкались эти отверстия.

долмен 32

Тут важно отметить, что женские посвящения связаны с физиологическим процессом менструации. Во время месячных женщина считается ритуально "нечистой", и уединение в пещере-хижине предназначено для "очищения". После изоляции в темноте женщина выходит на свет Божий ритуально чистой и духовно сильной.

Пещера представляет собой не только аналог материнского лона, но и аналог чрева Матери-Земли. Это Великая Богиня эпохи матриархата.

Понятно, что с переходом к патриархату земля была проклята (Быт. 3:17), и местообитание богов переместилось на пики высочайших гор, подальше от земли. Горы становятся средоточием сакральности. Имена священных гор варьируются соответственно с преданиями, выполняя тем не менее идентитичную функцию. Это - Олимп у греков, Альборж у персов, Табор у евреев, Каф у мусульман, Потала у тибетцев, Белая Гора у кельтов, Меру у индусов, К'уанлуан у китайцев.

Когда поблизости не было горы, выстраивали нечто похожее из кучи камней, "керн" (cairn), курган, пирамиду, зиккурат в Вавилоне, гору-храм в стране кхмеров или девятиэтажную буддийскую пагоду в Китае. Можно даже сказать, что колокольная башня в центре любого села отвечает тем же требованиям. Поставленные "на попа" камни, бетили и менгиры являются таким же пристанищем божественного вдохновения, как дельфийский омфалос, близ которого пророчествовала пифия.

Если божества "обитают" на вершинах гор, то восхождение в горы является своего рода паломничеством, приближением к святыням. В восхождении на гору есть нечто от естественного очищения, спонтанной духовности, которую, видимо, искал Ницше, занимаясь альпинизмом в горах Зильс-Мария.

Вообще, альпинизм, как вид спорта, придумали и культивировали исключительно мужчины. Скорее всего, "тяга в горы", стремление к "покорению вершин" есть иррациональный, бессознательный поиск "мужской" духовности. Вырваться из повседневной обыденности и оказаться в непривычных условиях - это значит уже одной ногой оказаться в мире сверхъестественного, где возможно всё.




Tags: религиоведение, символика
Subscribe

  • ???

    Племена гуанчей на Канарских островах возглавлялись вождями (на Тенерифе — менсей). В древнегреческой мифологии сохранилось имя первого царя…

  • О "троянских играх" в Древнем Риме.

    В. А. Гончаров в статье "Lusus Troiae: ещё раз к вопросу о пережитках инновационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима" пишет:…

  • хорошо сказано

    Чаще всего, те, кто ищет инициацию, упускают центральный момент, с ней связанный - а именно - испытание. Феномен инициации всегда пересекается с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments