Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Чудеса концентрации (5).

ozz_white_wolf в В Ирландии древней поэт больше чем поэт пишет о том, что в Ирландии "некоторые поэты специально ослепляли себя, причём часто лишали себя левого глаза: считалось, что именно этот глаз, перестав видеть окружающую действительность, созерцает иной мир, и таким образом его обладатель получает поэтический и провидческий дар". Затем он проводит ассоциацию с Одином (Вотаном), лишившимся (правда правого) глаза для того, чтобы напиться из источника мудрости.

Один — воинственный и рогатый бог древних германцев.

В следующей статье - В Ирландии древней поэт больше чем поэт II. Или на лево пойдешь глаз потеряешьozz_white_wolf сделал попытку выяснить, почему ирландские поэты лишали себя именно левого глаза. Насколько я вижу, какого-то определённого ответа на свой же вопрос ozz_white_wolf не сделал. Он лишь заметил, что "левая сторона во множестве традиций связана с иным миром, обращаясь к которому можно получить дар поэта-провидца". То есть невидящее в физической реальности левое око вполне может созерцать иную действительность, чем вероятно, и собирались заниматься окосевшие на один глаз поэты.

Впрочем, ozz_white_wolf нащупывает вполне верное направление, когда говорит: "
Сам факт окосевшего (одноглазого) персонажа почти в любой мифологии означает связь его с потусторонним, обладающего зачастую магико-прорицательными способностями". То есть значение имеет "сам факт окосевшего (одноглазого) персонажа", а на какой глаз он окосел - это не важно. ozz_white_wolf особо выделяет и подчёркивает: онтологически дело даже не в "левом-правом". Не важно, даже если поэт окосел на оба глаза.

Далее ozz_white_wolf пишет: "Среди дрвенеирландских поэтов-филидов было много слепых, откуда часто встречающееся прозвище Dallan от dall "слепой". Возможно, здесь слепота является присущей достойному филиду атрибутом, наводя на мысль, что внутреннее "зрение" (способность провидеть, впадать в шаманский экстаз) придаёт поэту особый сакральный статус. Так кому даётся дар предвидения: полностью слепому или же одноглазому?"

Я думаю, что прежде нежели ответить на этот вопрос, надо вспомнить то, о чём я писал в серии постов Чудеса концентрации, Чудеса концентрации (2), Чудеса концентрации (3) и Чудеса концентрации (4).

Цвейг пишет: "... на всяком поприще мастерство для полного своего проявления требует кроме природного таланта ещё и особого залога: полнейшей преданности, абсолютной сосредоточенности. Демокрит из Абдеры выколол себе в саду глаза, чтобы вид внешнего мира не мешал ему сосредоточиться; с этой же целью Ориген оскопил себя. Вот оно! Отсюда понятна слепота величайшего поэта всех времён и народов - Гомера. Нам известен другой слепой греческий поэт Тамирис, чьи произведения не сохранились; мы знаем о нём в основном из высказываний Мильтона, ещё одного знаменитого слепца.

Известно, что физическая слепота обостряет чувствительность вплоть до появления экстрасенсорных способностей, значительно отодвигает порог "дневного" сознания и даёт простор сознанию "ночному", с которым связаны дары пророчества, прорицания и поэтического вдохновения. В одном из греческих мифов рассказывается о знаменитом слепом прорицателе Тиресии, которого пророческим даром наградила богиня Афина. А в XX веке в Болгарии проживала слепая ясновидящая баба Ванга...

Не всегда, но довольно часто внешняя слепота способствует развитию внутреннего видения. И это понятно: для проявления трансцендентальных способностей нашего духа, для обнаружения сверхсознания необходимо, чтобы угасло или, по крайней мере, значительно ослабело нормальное, "дневное" сознание. Дю-Прель приводит для выражения этой мысли удачное сравнение: звёзды льют свой свет беспрестанно, но при солнечном свете мы не видим света звёзд. Надо, чтобы зашло солнце и наступила ночная тьма, и тогда звёзды засияют для нас, тогда вспыхнет свет свет сознания трансцендентального. Пережив эту вспышку, князь Василий Тёмный сказал ослепившему его Шемяке: "Ты дал мне средство к покаянию" (т. е. к "перемене ума"). Из житий многих святых известно, что долгие, изнуряющие болезни были большим благодеянием для них, ибо смиряли буйство низменных страстей, лишали впечатлений мирской жизни с её шумом и сутолокой, отвлекающей от углубления в тайники духа. Подавление чувственного восприятия и привычных физиологических процессов является самым действенным методом настраивания духа и тела на трансперсональное. Тот, кто хочет установить контакт с потусторонним, должен сначала выключить те механизмы, которые поддерживают стабильность собственного "Я", зафиксированного на процессах внешнего мира. Такими средствами являются: одиночество, ночной образ жизни, пост, монотонность и однообразность занятий (например, прядение), сужение области концентрации внимания в процессе постоянной молитвы Иисусовой, отчего повседневная реальность уходит, растворяется и заменяется паралогической внутренней реальностью.

Трансцендентальная жизнь духа была хорошо известна древним индийским мудрецам и греческим философам, особенно философам Александрийской школы. О ней писали Плотин, Порфирий и другие мистики. Вот слова Плотина: "Наконец, если я осмелюсь, в противоположность мнению всех прочих людей, высказать свободно и определённо своё собственное убеждение, то, по-моему, в чувственном теле пребывает постоянно не вся наша душа, а только некоторая её часть, которая, будучи погружена в этот мир и потому уплотняясь или, лучше сказать, засоряясь и омрачаясь, препятствует нам воспринимать то, что воспринимает высшая часть нашей души". В другом месте он говорит: "Души подобны амфибиям: они живут то по сю сторону, то в потустороннем мире, смотря по надобности". В средние века о том же писали Парацельс, ван Гельмонт, Кампанелла и другие. В "Немецкой теологии" говорится: "У созданной души человека два глаза: один может созерцать вечное, другой - только временное и сотворённое. Но эти два глаза нашей души могут делать своё дело не оба разом, а только так, что когда наша душа вперяет свой правый глаз в вечность, левый её глаз должен отказаться вполне от своей деятельности и пребывать в бездействии, как бы умирать. Когда же действует левый глаз души, то есть когда ей приходится иметь дело с временным и сотворённым, тогда от деятельности своей, то есть от созерцания, должен отказаться правый глаз. Поэтому кто хочет смотреть только одним глазом, должен освободиться от другого, ибо никто не может служить двум господам"

Я думаю, это исчерпывающим образом объясняет феномен одноглазых ирландских поэтов.
Tags: аскеза
Subscribe

  • Заказное «путешествие».

    Е. А. Верещагина в своей монографии "ТРАДИЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАСНОГО МУХОМОРА (По этнографическим материалам чукчей, коряков, ительменов)"…

  • Пивной бес, или Джинн в бутылке.

    Оригинал взят у chahal в Случай в Ступино. Вот что опубликовала газета «Московские ведомости» 6 марта 2000 года:…

  • Про чупакабру.

    Вчера вечером снова услышал местные новости о том, как какое-то странное животное (если это вообще животное) высасывает кровь у кур и кроликов. Стал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment