Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Вспышки культур как вспышки сверхновых звёзд.

В посте Утопия прогрессизма (2) я задавался вопросами: "Есть ли сейчас в мире композиторы уровня Моцарта, Баха или Бетховена? Есть ли поэты уровня Пушкина и Лермонтова? Есть ли живописцы уровня Рафаэля и Караваджо? Есть ли писатели типа Достоевского и Гоголя? Нет, нет и нет."

Продолжим размышления в этом направлении.

Историки культуры не раз отмечали, что древние высокоразвитые культуры появляются словно "ниоткуда", внезапно, и притом в совершенстве своих форм, которые затем, со временем, грубеют и становятся более примитивными.

Дмитрий Мережковский в своём исследовании "Тайна Трёх: Египет и Вавилон" писал:

"По новейшим исследовaниям (Моргaн, Мaсперо), пирaмидный Египет - не нaчaло, a конец и, может быть, упaдок Египтa древнейшего, допирaмидного. Первое явление Египтa в истории уже совершенно, и отчaсти дaже превосходит все явления позднейшие.

У диких туземцев кaменного векa в Нильской долине не нaйдено никaкого нaмекa нa связь их с древнейшим Египтом (Моргaн). Между Египтом пирaмидным и кaменным веком - прерыв.


Явление Египтa внезaпно: когдa появляется он нa горизонте истории, круг его зaкончен, подобно кругу восходящего светилa: зa чертой горизонтa он тот же, что нa небе.

Внезaпность Египтa колеблет все нaши понятия о непрерывном и постепенном рaзвитии, тaк нaзывaемой "эволюции" человечествa. По этим понятиям, мрaк позaди, впереди - свет, и человечество движется от мрaкa ко свету; но вот, движение Египтa обрaтное: от кaкого-то великого светa; и чем дaльше нaзaд, тем ярче свет, кaк будто сaмый источник его позaди. Кaкой же это свет? Откудa? Что тaм, нa дне непостижимой для нaс, головокружительно-бездонной древности
?"

Но то же самое мы можем сказать и о минойской культуре: она также возникла внезапно, как яркая вспышка. Культура древнего Шумера, кажется, тоже не имела длительного эволюционного развития и появилась как вспышка света, осветив на тысячелетия Вавилон и Ассирию, Персию и Иудею.

Так что мы имеем удивительное и необъяснимое явление в истории культуры: первые, самые древние памятники культуры достигают наибольшей высоты, а все последующие достижения интеллекта, сколь бы возвышенными они ни были, уже не поднимаются до уровня тех, что были в начале.

Примеры? Да сколько угодно.

После Фидия с Праксителем в искусстве изобразительных форм не было создано ничего более совершенного.


Пракситель. Артемида из Габий. Мрамор. Париж. Лувр.

Если мы серьёзно относимся к теории эволюции и постепенного развития цивилизации от примитивных форм к совершенным образцам, то должны признать "Артемиду Эфесскую" Праксителя, созданную 2 500 лет назад примитивной грубой поделкой, которую может легко слепить из пластилина любой современный ребёнок в детском саду. Но что-то я в упор не вижу современных "праксителей". Правда, есть у нас Церетели...

Далее. Возьмём Платона. Зачем скрывать тот факт, что вся наша философия - всего лишь толкование (или оспаривание, что одно и то же) Платона? А ведь именно Платон оказался первым мыслителем, чьими якобы "полными сочинениями" мы располагаем. Прибавьте к этому, что Платон - самый великий из всех нам известных прозаиков. В его творчестве красота формы сопряжена с глубиной мысли (Карлос Кастанеда - только жалкий подражатель). До Платона, впрочем, был Гомер, которого с тех пор так и не потеснил ни один поэт.

Веды, принесённые в Индию между 2000 и 1500 годами до Р. Х., оказывают господствующее влияние на всю индусскую мысль вплоть до Шанкары, величайшего из индийских мыслителей; язык же и поэзия Вед являются невиданным с той поры воплощением "надземной" красоты.

У русского народа величайшим достижением народного творчества являются былины и старины, которые раньше рассказывали. Ныне рассказывают пошлые анекдоты.

У евреев когда-то были так называемые масореты - хранители священных текстов до эпохи письменности. Они заучивали наизусть всю Библию и рассказывали её точно так же, как древние славянские сказители духовных стихов. Создали евреи что-нибудь более совершенное, чем Библия? Вопрос, конечно, риторический.

Даже на протяжении недолгого периода нашего современного развития мы видим то же самое. Наша современная европейская культура развилась вследствие загадочного всплеска между 1000 и 1300 годами. Мы не создали более ничего, что было бы сопоставимо с соборами, архитектурными стилями, скульптурой того времени.

И Данте, первый из наших великих европейских поэтов, по-прежнему остаётся величайшим из всех, потому что он единственный, кто являет нам оба мира европейского сознания - мир земной и мир небесный, тогда как Шекспир, сколь бы велик он ни был, дал нам картину уже только лишь земного мира.

Ну и теперь, после всех примеров, попытаемся объяснить это удивительное явление в истории культуры. Бог иногда определяется как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал. Бог создаёт первый энергичный толчок, а далее всё катится по инерции и движение постепенно затухает, пока не прекратится вовсе. Так, некогда Бог дал коленом в зад современному миру, и он с тех пор движется по инерции, хотя его движение и замедляется, в соответствии с законом энтропии. В истории культуры происходит то же самое: яркая вспышка духа, подобная взрыву сверхновой звезды, а потом столетиями и тысячелетиями расползается во все стороны "туманность" от эпицентра взрыва. Со временем "туманность" разряжается, теряет яркость и преврашается в космическую пыль.
Tags: Египет, культурология
Subscribe

  • три типа любви

    Понравилось, как intuit_school представила " три типа любви". 1. Инфантильная любовь. "БРАТЬ" 95% всего, что…

  • О любви к дальнему.

    natalija_khaf в своей записи Чуток о любви к дальнему задаётся вопросом: " Известен призыв Фридриха Ницше любить не ближнего, а…

  • Любовь - это миф.

    Что такое любовь? Любовь - это миф. Миф в первоначальном смысле этого слова, по Лосеву. " Миф есть для мифологического сознания наивысшая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment