Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Что мир слышит, того Бог не слышит.

pretre_philippe в "Тонкий звук тишины..." пишет:

Пророку Илии было после разных его подвигов и злоключений предложено: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар 19:11-12).
"Веяние тихого ветра" - дословно קול דממה דקה, после которых слов "и там Господь" нет, но просто - "и вот". В славянско-греческой версии "глас хлада тонка" (φονή αύρας λεπτης). В еврейском оригинале - скорее "тонкий звук тишины" (или "голос тонкой тишины").

Тут сразу приходит на ум картина Левитана "Над вечным покоем".

Levitan nad vech pok28.jpg

Кажется, если в этой часовенке провести хотя бы ночь в одиночестве, то наверняка услышишь что-нибудь такое. А если перезимовать всю зиму в одиночку? Именно - в одиночку, чтобы тишина звенела в ушах.

Православной аскезе совершенным образом соответствует архитектоника северной земли. Не потому ли русский Север с его "белым безмолвием" всегда манил к себе подвижников веры? Однажды ночью, за акафистом, слышит преп. Кирилл (Кузьма) Белозерский голос Пресвятой Богородицы: "Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можешь спастись". Отворив окно кельи, он видит огненный столп на севере, куда призывала его Пречистая.



Также северное направление выбрал св. Нил Сорский, когда решил совсем уйти из мира, чтобы на пути "тесном и скорбном" приблизиться, сколько возможно по своей одарённости, к постижению Божественного Откровения. Чтобы с помощью учительного слова отцов Церкви подойти к "высочайшим вершинам Священнотайного Писания, туда, где в сверхлучезарном мраке молчания открываются простые, совершенные и нетленные тайны богословия".

Ни одна духовная академия (про семинарии уж и не говорю) не даст такого Богопознания, как уединённая жизнь "над вечным покоем".

О, конечно при этом неминуемо искушение бесами, как в повести Гоголя "Вий". Они обязательно объявятся, но бояться их не стоит. Как говорится, волков бояться - в лес не ходить. Всетреча с бесами - это вполне нормальное явление для подвижнической жизни. Ни один подвижник не миновал встречи с бесами. Даже Иисус Христос встретился с духом пустыни во время своего сорокадневного поста.

Искушение Христа

А кто думает приблизиться к Богу, не пережив прежде встечи с бесами, тот пытается быть "святее папы римского". Сам Христос не избежал этой встречи, все святые были искушаемы бесами, а этот чистоплюй хочет попасть на Небо "по блату". Не, на Небо блатных не пускают. На византийской иконе Xll века "Лествица райская" из монастыря св. Екатерины показано, что невозможно святым попасть на Небо, не столкнувшись прежде с бесами.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5c/The_Ladder_of_Divine_Ascent_Monastery_of_St_Catherine_Sinai_12th_century.jpg

В какам-то смысле эти столкновения даже спасительны, ибо свидетельствуют о том, что находишься на Пути спасения, на Лествице в Небо. Кто не восходит по Лествице, тот и бесов не видит, того и бесы не трогают. "А зачем его трогать? Он и так на земле".

Tags: аскеза, мистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments