Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Представления о душе у закамских удмуртов.

Уважаемый френд kisitnikov поделился:

Р. Р. Садиков. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (2008).

"Урт – душа-двойник, «её присутствие обеспечивает психическое здоровье и полноценность, присутствие духа». В отличие от души-лул, душа-урт может покидать тело, например, при сильном испуге, во сне, при обмороке. Тогда говорят, что уртэз кошкем – ‘[его] урт ушёл’: «Уртэз кошке кышкакы, лылыз ке кошкиз – кулэмын» – «Урт уходит при испуге, если лул уйдёт – значит умер». При сильном испуге, когда считали, что душа-урт ушла, проводили обряд урт кутон – ‘ловля урта’. При этом плавили олово или свинец и выливали в посуду с водой, которую держали над головой больного. По получившейся фигурке определяли, чего испугался человек. Затем её вешали на шею и носили как амулет. Считали, что после этого урт вернётся. В более полном виде обряд зафиксирован У. Хольмбергом. Так, например, в д. Старая Кирга Осинского уезда при уртэз кошкон плавили свинец и выливали в посуду с водой, которую держали над головой больного человека. При этом читали заклинания. Знаком того, что урт вернулся, являлось то, что расплавленный металл принимал определённую форму. Если же душа не вернулась, металл рассыпался на мелкие куски. В таком случае необходимо было снова прочитать заклинания. Получившуюся фигурку тоже вешали на шею. В д. Можга Бирского уезда обряд проводила знахарка. Она “искала” ушедшую душу с белым полотенцем на руках. Если она видела белую бабочку (урт бубыли – ‘бабочка урта’), то хватала её полотенцем и её привязывали к шее больного на ночь. На следующее утро, чтобы определить, действительно ли эта бабочка является уртом больного человека, плавили свинец и, как в предыдущих случаях, выливали в посуду с водой над головой больного. Отгадывали по застывшей фигурке. При положительном исходе фигурку также вешали на шею. Данный обряд назывался уртзэ кисьтон – ‘отливание урта’.

Урт может покидать тело человека также во время сна. Тогда он может принять образ летучей мыши (урткыӵ). Как отмечает У. Хольмберг, по мнению закамских удмуртов летучие мыши днём не летают, т.к. в это время люди бодрствуют. Учёный приводит рассказ информаторов о том, как они определили, что летучая мышь это урт человека. Один мужчина уснул, в то время как его товарищи бодрствовали. Они увидели летучую мышь, которая летала в определённых местах во дворе. Когда мужчина проснулся, то рассказал свой сон. Оказалось, что во сне он побывал именно там, где летала мышь. Так они заключили, что виденная ими летучая мышь являлась уртом спавшего человека. Поэтому спящего нельзя будить резко, т.к. человек может заболеть из-за того, что урт не успеет вернуться вовремя на свое место.

Таким образом, по воззрениям закамских удмуртов душа-урт может на время покидать тело человека и блуждать в виде бабочки (урт бубыли) и летучей (с. 126) мыши (урткыӵ). Его уход приводит ко сну, обмороку или психическому заболеванию, вызванному испугом. После смерти человека, его урт один год продолжает жить в доме, а затем поселяется на кладбище. Во время поминок урт сидит рядом с посудой с поминальной едой у печи. Во время весенних и осенних родовых поминок урт может вернуться в виде маленькой белой бабочки – урт бубыли. Всё остальное время урт умершего человека живёт на кладбище. Для того чтобы он мог входить и выходить из гроба, делают специальное отверстие – урт ветлон пась. На кладбище он может показаться в виде привидения. В с. Большетуганеево Калтасинского района, чтобы урт умершего не ходил и не мешал живым, проводят обряд урт кутон ‘ловля урта’. Готовый гроб обводят изнутри против солнца гвоздём и прутиком рябины. Затем их кладут внутрь гроба. Представления о душе орт существовали также у коми. Но у них орт – это двойник человека, который находится вне тела. Видимым он становится только с приближением смерти. По некоторым представлениям, орт перед смертью человека щипает его тело, из-за чего появляются синяки (орт чэпэльтэма). Интересно отметить, что закамские удмурты, появление синих пятен на теле объясняли тем, что их ущипнули умершие (шӧй чепыльтэм ‘мертвец ущипнул’).

Представления о душе ӧрт имелись также у марийцев. Также как и закамские удмурты, восточные марийцы считали, что ӧрт может покинуть тело, особенно это относилось к маленьким детям. При испуге у ребёнка выходит ӧрт и выражение его лица изменяется. Чтобы вернуть душу, также плавили олово и получившуюся фигурку вешали на шею. Кроме того марийцам были известны пасу ӧрт (ӧрт поля), тул ӧрт (ӧрт огня), вуд ӧрт (ӧрт воды), пӧрт ӧрт (ӧрт дома).

Также и по представлениям закамских удмуртов урт имелся не только у человека, но также у поля (бусы урт), иногда его называли дю урт (урт хлебных злаков). Если он уходил, то посевы чахли и урожай был небольшим. Как пишет И.Н. Смиронов, удмурты Бирского уезда верили что, «урожая не бывает тогда, когда хлебный дух (дiю урт) уходит куда-нибудь на другое поле». Также У. Хольмберг отмечает, что если на участке поля хлеб растёт плохо, то удмурты Бирского и Осинского уездов считали, что ушёл бусы урт. Чтобы его вернуть, проводят обряд бусы урт кутон – ‘ловля полевого урта’. В д. Можга Бирского уезда обряд проводили следующим образом. На поле шли три парня и три девушки, а также синадзись ‘ясновидящий’, все в белых одеждах. Они обходили поле на лошадях, причём один из парней играл на скрипке. Впереди них шёл синадзись с белым полотенцем на руках. Если он видел белую бабочку – бусы урт бубыли ‘бабочка полевого урта’, то хватал её полотенцем. Затем эту бабочку несли к месту жертвоприношений, где старики жертвовали белую овцу. Тогда молодёжь пела особенную песню урт кутон гӱй – ‘мелодию ловли урта’. После жертвоприношения бабочку относили в амбар того человека, к полю которого она была ближе всего во время поисков. Там её держали целую неделю, после чего выпускали обратно на поле. В д. Старая Кирга Осинского уезда пойманную бабочку не несли в амбар, а сразу выпускали на поле после жертвоприношения. Подобным же образом восточные марийцы, если считали что душа земли (mӧlanda ӧrt) оставила поле, вследствие чего вянут посевы, шли на поле целой деревней и молились с хлебом, прося её вернуться на поле.
Tags: душа
Subscribe

  • Рюрик, подельник Батыя.

    1203 - "Взят бысть Кыев Рюриком и Олговичи и всею Половецьскою землею. И створися велико зло в Русстеи земли, якого же зла не было от крещенья…

  • Государства и пирамиды.

    "Вся художественная культура стадии возникновения первых государств, установлений и законов независимо от местных вариантов проникнута…

  • Когда появилась рыночная экономика?

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" показывает, что деньги и рыночные отношения возникают лишь там, где…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments