Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

хрестьянин

Аристотель, ты не прав!

Метафизика Аристотеля начинается с утверждения: «Все люди, в силу самой своей природы, стремятся к знаниям» (Источник).

Позволю себе не согласиться в Аристотелем. Не все люди стремятся к знаниям.

Когда мне было 10 лет, я в группе мальчишек-ровесников оказался на свалке бытового мусора, где нашёл несколько журналов "Техника - молодёжи". Никому из других мальчишек они не приглянулись, а я взял их домой. До сих пор помню:


– Валона! Клянусь всеми демонами Сарка, – Валона!

Это из "Космических течений" Айзека Азимова, которые тогда публиковались в этом журнале. В каждом номере было что-то "не от мира сего", научно-фантастические рассказы и повести... Рубрика "Антология таинственных случаев"... Так я чисто случайно "въехал" в фантастику. А закончилось это всё тем, что моя классная руководительница, Валентина Андреевна, однажды пришла ко мне домой и вместе с моей мамой устроила обыск в доме, "конфисковала" все библиотечные книги и строго-настрого запретила библиотекарше выдавать мне книги: "а то он уроки не делает, только свои книжки читает".

По-моему, нет такой "природы", исходя из которой каждый человек стремился бы к знаниям. Я не знаю, откуда образуется эта "искра", но, тем не менее, это факт, что она появляется в некоторых детях. А у других детей не появляется. Я, по работе, иногда задаю вопрос подросткам 12 - 14 лет: What is your hobby? What are you interested in? И выясняется, что далеко не у всех детей есть хобби. Не стремятся они к знаниям, вопреки утверждению Аристотеля.
хрестьянин

Пятидесятница афоризмов.

1. Толпа никогда не стремилась к правде, она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это льстит ей. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем, кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой.
Гюстав Лебон. «Психология народов и масс».

2. Я завещаю себя грязной земле, пусть я вырасту моей любимой травой.
Если снова захочешь увидеть меня, ищи меня у себя под ногами.
Уолт Уитмен

3. Ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками.
Иван Гончаров. «Обломов»

4. Для меня существует лишь одна разновидность страсти: познание. Работа интеллекта — это острейшая страсть, какую только можно испытать. Декарт пережил в своей жизни больше страсти и наслаждения, чем Казанова.
Роальд Даль

Collapse )
хрестьянин

Сознание - штука крайне опасная.

И. Л. Андреев пишет:

"Когда-то, будучи студентом, я купил у букиниста книгу доктора Бутце «В сумерках тропического леса». Событие, которое меня потрясло так, что помню о нём до сих пор, случилось прямо на глазах немецких учёных где-то в Лесной Гвинее. Члены экспедиции из самых добрых побуждений угостили местного подростка гречневой кашей, которая осталась после ужина. Паренёк с удовольствием расправился с ней и был вполне доволен жизнью. Пока не узнал, что прежде в этом именно горшке хранили бананы - табу для его племенной группы. Шок был настолько велик, что, несмотря на все старания врача и учёных, мальчик в страшных муках скончался у них на руках".

Нечто подобное я читал в книге Гарри Райта "Свидетель колдовства". И Гарри Райт, видевший смерть своими глазами, сдалал заключение: "Я думаю, что индеец умер просто от одного сознания, что должен умереть".

Collapse )
хрестьянин

Африканские сказители былин.

И. Л. Андреев пишет:

"Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных баллад и сказаний бродячими поэтами и сказителями, носящими в Западной Африке название гриотов. Их особенно много в Мали, Сенегале, Буркина-Фасо, Гамбии, Нигере, расположенных по южной кромке Сахары. Слух европейца фиксирует обычно лишь мелодию и протяжный речитатив. Текст в переводе с бамбара кажется достаточно простым, довольно бесхитростным сказанием о мудрости и мужестве предков. Но для африканца баллада гриота - это действо, переносящее его в «красивое далёко», позволяющее ему воочию увидеть сквозь задумчиво прикрытые глаза события той поры с отчётливостью их непосредственного участника. По сути дела, для него «побывать» таким образом в прошлом - почти то же самое, что для интеллигентного европейца посетить библиотеку или подключиться к Интернету".

А когда-то и у нас на Руси имелись сказители былин и старин. Но вот у нас эта традиция давно "канула в Лету", а в Африке ещё кое-где сохраняется. И, мне кажется, пустынные территории южной кромки Сахары чем-то похожи на пустынные территории русского Севера, где исполнители былин жили ещё в конце XlX века.

Collapse )
хрестьянин

Оптимистическая трагедия.

А. Тиняков

Пускай в Меня, как в водоём,
Вольются боль, и грязь, и горе:
Не в силах молния огнём
Испепелить иль выжечь моря!

Пусть мириады спирохет
Грозят душе уничтоженьем,
Но Я — мыслитель и поэт, —
Я встречу их благословеньем!

Пусть паралич цепями Мне
Скуёт бессильные суставы, —
Умру спокойно в тишине,
Как умирают в холод травы.

Пускай безумье, как туман,
Над мозгом сумрачно сгустится,
Мой Дух — безмерный океан:
Века пройдут, туман умчится!

И снова, как ребёнок, Я
Взгляну невинными глазами
На цвет и прелесть бытия —
В глаза ликующему Браме!


Александр Тиняков (Одинокий)
Март 1913
Источник

хрестьянин

Пятидесятница афоризмов.

1. Есть гипотеза, что в миг, когда кто-то постигнет истинное предназначение Вселенной и причины ее существования, она немедленно исчезнет, а на ее месте возникнет нечто еще более странное и необъяснимое.
Есть и другая гипотеза, гласящая, что это уже произошло.

— Дуглас Адамс.
----------------------------------------------------------------------------
2. Теперь у нас нет символической жизни, и всем нам несладко от этого. Нам необходима символическая жизнь. Только символическая жизнь может выразить потребность души — смею утверждать, каждодневную потребность души! И, поскольку у людей её нет, они никогда не смогут выбраться из своего "беличьего колеса". Всё банально; в этом и заключается причина того, почему люди столь невротичны. Они попросту больны от этой банальной жизни, и поэтому они хотят ощущений и чувств. Они даже хотят войны, они все хотят войны. Они радуются, когда случается война: они говорят: «Слава Богу, наконец что-то произошло — что-то большее, чем мы!»

Карл Юнг
-------------------------------------------------------------------------------
3. Смерть, должно быть, прекрасна... Лежать в мягкой тёмной земле, чтоб над головой качались травы, и слушать тишину. Не знать ни вчера, ни завтра. Не знать времени...

Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение».
------------------------------------------------------------------------------
4. Молодость, красота, сила: критерии у физической любви ровно те же, что у нацизма.

Мишель Уэльбек

Collapse )
хрестьянин

Бессмертная личность.

Существует всем известный феномен маугли: подобно тому, как собака, кормящая молоком своих щенков, может кормить и котят (и не только котят),

собака
Собака Клеопатра кормит двух новорожденных тигрят, от которых отказалась мать. © Михаил Мокрушин/РИА Новости

так же и кормящая волчат волчица может выкормить молоком человеческого детёныша. Подобные случаи описаны в науке, только в отличие от всем с детства знакомого мультфильма про Маугли, реальные маугли не могут говорить на человеческом языке.

Collapse )
хрестьянин

Как втемяшить в голову основной вопрос бытия.

Писательница Людмила Штерн работала в Ленинграде на улице Пестеля и наблюдала из окна странную сцену.

B eё дворе-колодце стоял теннисный стол, на который пару раз в неделю приходил играть будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Как-то раз она услышала c улицы озлобленные мужские крики. Выглянув в окно, Людмила увидела, что у стола спорили два поэта. «Ha столе сидел взъерошенный Бродский и, размахивая ракеткой, доказывал что-то Толе Найману», пишет Людмила.

Уже через несколько секунд Найман бегал вокруг стола и что-то кричал (с высоты окна было не разобрать). Бродский положил ракетку на стол, сложил руки на груди и плюнул Найману под ноги.

Haйман ринулся назад, пытаясь опрокинуть стол.

Бродский повалил Наймана. Людмила Штерн вспоминает, что примерно в этот момент она выбежала на улицу и увидела следующее:

Collapse )
хрестьянин

Отчаяние мудреца.

Рвётся связей людских изначальная нить,
Привязаться к кому? Что любить? С кем дружить?
Человечности нет. Лучше всех сторониться
И, души не раскрыв, пустяки говорить.

***
Будь беспечен — печали не будет конца!
Будут звёзды на небе сиять для глупца.
Из подножного праха, что был твоим телом,
Люди слепят кирпич для постройки дворца.

Омар Хайям