Category: животные

Category was added automatically. Read all entries about "животные".

хрестьянин

И снова о слонах.

Е. Н. Панов в своей монографии "Человек стреляющий" говорит, что если верхнепалеолитические охотники были разумными существами, а не дебилами, они придерживались логики рационального поведения.

"Если в данный момент можно прокормиться, питаясь, за неимением лучшего, грызунами и ящерицами, то нет необходимости рисковать жизнью в погоне за слонами или мамонтами. Возможность добыть такой ценный трофей не будет проигнорирована, если ситуация благоприятствует успеху охоты, но ввязываться в столь сомнительное и опасное мероприятие не имеет смысла, если тот же результат может быть достигнут направленным поиском туш павших крупных животных".

Е. Н. Панов ссылается на статью, авторы которой предприняли детальный анализ всех известных к тому времени мест одновременного присутствия следов пребывания людей и останков тех животных, которые могли служить, в принципе, составляющими их рациона (Cannon, Meltzer, 2004). Они изучили содержимое культурных слоёв 45 археологических памятников, сосредоточив особое внимание на четырнадцати, где следы активности первобытных людей были наиболее очевидны. Основной вывод, к которому пришли исследователи, они формулируют так: «…согласно полученным данным, самыми крупными жертвами предполагаемой охоты на северо-востоке Северной Америки и в межгорных котловинах её западного сектора были не представители мегафауны, а копытные средних размеров» (там же: 1981). Ничуть не менее важен установленный в работе факт региональных различий в использовании ресурсов местных фаун разными локальными популяциями кловис. Это обстоятельство, вкупе с тем, что по крайней мере в отдельных местностях они использовали в пищу полный ассортимент тамошних видов — от представленных мелкими особями (амфибии, рептилии и грызуны) до гигантов животного мира, — очевидным образом свидетельствует о здравом смысле этих людей. Очевидно, они прекрасно отдавали себе отчёт в том, что «больше — далеко не всегда лучше».

хрестьянин

"Неудобный" слон.

Е. Н. Панов в своей монографии "Человек стреляющий" пишет, что успех охоты на одну особь слона оборачивается затратой времени, исчисляемого 670 человеко-часами, на жирафа –180, а на буйвола — 60.

Вот почему в обычаи хадза, аборигенов Танзании, не входит охота на слонов. Они объясняют это тем, что яд, которым смазывают стрелы, не настолько силён, чтобы сразу свалить животное даже при удачном выстреле. Бушменам сан далеко не всегда удаётся собрать достаточное количество мужчин, которое гарантировало бы успех коллективной охоты на этих хоботных. Для охоты на слона загоном общине мбондемо в Габоне потребовалось собрать около 500 мужчин со всех близлежащих деревень, что было невозможно без категорического распоряжения местного царька (du Chaillu, 1868).

хрестьянин

О первобытных охотниках (2).

Путешественник дю Каулли описывает коллективную охоту на слона в Габоне (юго-западная Африка, этнос мбондемо). Сначала жители деревни соорудили массивный завал из срубленных стволов деревьев, густо обвитых лианами. Сюда несколько дней спустя толпа аборигенов погнала оказавшегося неподалеку слона. Когда тот окончательно запутался в лианах и потерял ориентировку, в него полетели рои дротиков. Вскоре животное, по описанию автора, выглядело чем-то вроде гигантского ежа (Du Caulli, 1868; рис. 5).

Рис. 1
Рис. 1. Охота на слона в Габоне. Из: Du Chaillu, 1868.

Collapse )
хрестьянин

Поршнев был прав.

Гипотеза Б.Ф. Поршнева о том, что древние гоминиды и гоминины были падальщиками, кажется, получила научное подтверждение.

Е. Н. Панов в своей монографии "Человек стреляющий" (Москва: Товарищество научных изданий КМК. 2019), упоминая "охотничью гипотезу" Ш. Уошборна, согласно которой охота определила все основные стороны эволюции гоминин, а именно, необходимость промышлять крупных животных способствовала переходу гоминин к прямохождению, а затем потребовала умения изготовлять охотничье оружие, говорит, что серьёзные сомнения в истинности построений Уошборна и его последователей зародились примерно через 20 лет после первых публикаций на эту тему, в самом начале 1980-х годов. Одна из статей, появившихся в это время, подводила итог предыдущим многолетним исследованиям олдованской каменной индустрии в комплексе археологических памятников Кооби-Фора (Кения). В этой работе, за авторством большого коллектива археологов, было сказано: «Особенности костных останков животных [1] настойчиво наводят на мысль, что добывание мясной пищи обитателями этой местности базировалось скорее на использовании трупов, нежели на активной охоте» (Bunn et al. 1980: 133).

Homo_habilis_butchering_an_antelop
Картинка весьма приблизительная. На самом деле, тут должны быть гоминиды с копытами и черепом от антилопы.

Да, эти совершенно бредовые идеи, как два сапога - пара: что "труд создал из обезьяны человека", что "охота создала из обезьяны человека".

--------------------------------------------------------------------------------------
[1] С накоплением новых данных стало очевидным, что среди останков животных, обнаруживаемых вместе со скоплениями каменных орудий, преобладают кости конечностей копытных, причём нижних их фрагментов, наименее богатых мягкими тканями. Это стало намёком на то, что причиной могла стать, скорее всего, острая конкуренция за пропитание с крупными хищниками, так что гоминиды вынуждены были довольствоваться в основном остатками их пиршеств.

хрестьянин

К вопросу о первобытном каннибализме.

"Американские антропологи К. Кларк и М. Хасуэл подсчитали, что естественно обеспечиваемый объём мяса в четыре раза превосходит объём, достаточный для прокорма охотничьего населения, имеющего плотность 1 чел. на 20 кв. км. и питающегося исключительно животной пищей, - иными словами, если бы употреблялся весь объём воспроизводства животных, то могло бы прокормиться пять человек на одну квадратную милю, не угрожая уменьшением поголовья животных.

Это свидетельствует о большом запасе прочности у присваивающего хозяйства. К тому же, у охотников и собирателей, как правило, имелась разработанная стратегия регулярных (сезонных) перемещений по кругу, позволявшая ресурсам в каждом конкретном месте восстанавливаться.

Можно думать, что ранние земледельцы и скотоводы, производившие для собственных нужд в рамках натурального хозяйства, тоже не истощали природных ресурсов необратимо. И только возникновение и развитие государственных систем, этих ненасытных левиафанов, дало такие импульсы к интенсификации экономической деятельности, прежде всего, рыночного, товарно-денежного обмена, при которых земледелие и скотоводство стали наносить уже невосполнимый ущерб и лесам, и зверям, и почвам.

Именно запасом прочности у присваивающего хозяйства объясняется и тот факт, что этнология не знает примеров сколько-нибудь регулярных проявлений каннибализма у охотников и собирателей. Так, за многие годы чтения литературы по бушменам, пигмеям мбути, палияр и андаманцам мне не встретилось ни одного свидетельства о случаях людоедства. У некоторых групп аборигенов Австралии практиковался - в особых ситуациях - ритуальный эндоканнибализм. У коренных австралийцев случались также эксцессы людоедства в экстремальных условиях, аналоги чему имеются и в истории цивилизованных обществ, переживавших периоды жестокого голода. Но помимо таких ситуаций крайних лишений аборигены никогда не убивали людей с целью съесть их.

Добавим также, для полноты картины, что жертвоприношения людей или даже животных, а также ритуальные убийства совершенно нетипичны для этнографически изучавшихся охотников и собирателей. Не знали они (за исключением разве что некоторых групп американских индейцев), что такое пытки и истязания себе подобных и т. п. Всё это человек изобрёл и развил, очевидно, уже при производящем хозяйстве" " (Цит. по: Артёмова О. Ю. Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы. - М.: Смысл, 2009. С. 149 - 152).
хрестьянин

11 тысяч лет назад мамонта не ели.

Пишут, что НА АЛЯСКЕ НАЙДЕНЫ ОСТАТКИ ДОМОВ ВОЗРАСТОМ ОКОЛО 11 ТЫСЯЧ ЛЕТ. Мамонты в ту эпоху ещё существовали. Однако местные жители охотились на северных оленей! Они использовали в пищу карибу, рыбу, ягоды, водоплавающую птицу и, в самый ранний период, вероятно, зубров. Про мамонтов не говорится ни слова.

В другой статье - В ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД ЕВРОПЕЙЦЫ ЕЛИ ВОЛКОВ - говорится, что большинство костей со следами «кулинарного» разделывания принадлежат зайцам и северным оленям. Следы от разрезания туш находят также на костях волков, росомах, песцов, лисиц, пещерного льва и пещерных и бурых медведей. Как видно, и без мамонтов мяса хватало.

В статье УЧЁНЫЕ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО ГОТОВИЛИ ОХОТНИКИ-СОБИРАТЕЛИ ПРИБАЛТИКИ В VI–V ТЫС. ДО Н. Э. сообщается, что во всех культурах охотников и собирателей Балтийского региона существенную часть рациона составляла рыба и водоплавающие птицы. Но представители нарвской культуры предпочитали пресноводную рыбу, а носители культуры Эртебёлле — морскую, что можно объяснить тем, что «нарвский» регион богаче реками. Также представители нарвской культуры употребляли много мяса птицы. Основу рациона носителей неманской культуры составляло свиное мясо, создатели домбкинской культуры ели заметно больше мяса жвачных (например, оленей или лосей), а представители культуры Эртебёлле питались всеми перечисленными продуктами.

Вся эта дичь существовала и в эпоху мамонтов. И мне совершенно непонятно, почему древние охотники должны были проходить мимо оленей и лосей, игнорировать птицу и рыбу, и всенепременно добывать мясо мамонта.

В продолжение статей Зачем палеолитические охотники охотились на мамонта?, И снова про мамонтов Про мамонтов, в третий раз.

хрестьянин

Почему исчез гигантский ленивец?

ленивец
Eremotherium laurillardi в сравнении с современным ленивцем и человеком.

Эремотерий (лат. Eremotherium "одиноко живущий зверь")  - вымерший род ленивцев семейства мегатериев. Длина тела до 6 м. Масса - более 3 тонн. Жил 4,9 миллионов -11 000 лет назад на севере Южной Америки и юге Северной.

Предполагают, что гигантских ленивцев истребили древние люди. В то же время останки эремотерия редко находят на стоянках древних людей. В Бразилии обнаружен один зуб эремотерия, обработанный человеком. Но не известно, убили ли люди животное, или подобрали его зуб. Считается, что люди расселились в Америке в эпоху раннего голоцена, но останков эремотериев этого возраста не найдено (Источник).

Collapse )
хрестьянин

О долге.

"Краеугольным камнем" китайской конфуцианской этики является долг.

В энциклопедии можно прочитать: "И (кит., буквально – долг/справедливость, должная справедливость) – одна из основополагающих категорий китайской философии, особенно конфуцианства. В древних памятниках «Шу цзине» и «Ши цзине» И означает умение правителя и чиновников приносить благо своей стране, У Конфуция И становится ключевой характеристикой «благородного мужа» (цзюнь цзы)".

Однако я не стану утомлять читателя витиеватыми и заумными фразами из энциклопедии, которые, к тому же, написаны тяжёлым языком, нечитабельны и малопонятны. Что такое этот самый долг и почему он является центральным понятием китайской философии, можно объяснить просто и понятно, так что даже ребёнок поймёт.

Несколько лет назад я смотрел по телеку документальный фильм (название не помню, но, кажется, из серии "Счастливые люди"), где один сибирский охотник рассказывал, как он вышел по нужде из лесного домика и буквально напоролся на медведя. "Винтовки нет, всё, пропал!" - промелькнуло в голове. Но тут выскочил его пёс и отвлёк внимание медведя на себя. Пока медведь "разбирался" со псом, охотник успел сбегать в хижину за винтовкой и пристрелил медведя. К сожалению, верный пёс погиб в неравной схватке; медведь убил его одним ударом лапы.

Пёс выполнил свой долг. Хотя никто не говорил ему о долге, никто не рассказывал ему про Конфуция, "умного как сто китайцев". Но всё равно того пса можно назвать верным последователем Конфуция, истинным конфуцианцем и настоящим философом.

Collapse )
хрестьянин

Про мамонтов, в третий раз.

В продолжение статей Зачем палеолитические охотники охотились на мамонта?, И снова про мамонтов.

Для начала приведу некоторые сведения из монографии Д. В. Пикалова "Миф и ритуал неолита". Автор монографии считает, будто охотники эпохи палеолита истребили всех мамонтов и с голодухи стали заниматься земледелием.

[Spoiler (click to open)]"В эпоху верхнего палеолита основой жизни человеческого общества была охота на крупных животных. Как было показано членом-корреспондентом АН СССР М. И. Будыко [1] и другими учеными, культура верхнего палеолита закончилась экологическим кризисом, охватившим огромные территории. Этот кризис был вызван уничтожением охотниками этой эпохи крупнейших животных. Среди исчезнувших животных преобладали самые доступные для охоты либо те, от которых можно было получить много мяса и шкуры.

Специализация первобытных охотников (а ведь в то время существовали племена, охотившиеся только на мамонтов, пещерных медведей, бизонов, мастодонтов и т. д.) и хищническое истребление животных, в свою очередь, поставили первобытного человека на грань самоуничтожения. Во всяком случае, в ряде обширных районов с благоприятными
ландшафтно-климатическими условиями резко сократилась численность животных, да и самого населения.

Тысячелетия верхнего палеолита ознаменованы беспрецедентным развитием «охотничьей автоматики» и дистанционного оружия. Люди научились рыть хитроумные ловчьи ямы, изобрели копья, дротики, копьеметалки, лук со стрелами. Это создало весьма благоприятные условия для демографического роста и распространения человечества по территории Земли. Население достигло 4–7 млн человек, не знавших иных способов хозяйствования, кроме охоты и собирательства. Поскольку же для стабильного прокорма одного охотника-собирателя требуется территория в среднем 10–20 км², то ресурсы планеты приближались к исчерпанию [2].

Но дело не только в демографическом росте (который сам становится функцией соотношения технологии и психологии). Археологам открываются следы настоящей охотничьей вакханалии верхнего палеолита. Если природные хищники в силу установившихся естественных балансов добывают, прежде всего, больных и ослабленных особей, то оснащённый охотник имел возможность и, самое главное, желание убивать самых сильных и красивых животных, причём в количестве, далеко превосходящем биологические потребности [3]. Обнаружены целые «антропогенные» кладбища диких животных, большая часть мяса которых не была использована людьми [4].

Жилища из мамонтовых костей строились с превышением конструктивной необходимости, с претензией на то, что теперь называется словом «роскошь». В Сибири на строительство одного жилища расходовались кости от 30 до 40 взрослых мамонтов плюс множество черепов новорождённых мамонтят, которые использовались в качестве подпорок и, видимо, в ритуальных целях. На территории Восточной Европы археологи находят около жилища ямы-кладовые мамонтовых костей не всегда с понятным назначением [5]. На стоянке Пршедмости, площадь которой достигала почти 10 тыс. м², в одном из средних культурных слоёв, наиболее мощном, найдены остатки не менее 1 тыс. мамонтов [6]. Загонная охота приводила к ежегодному поголовному истреблению стад [7].

Прирост биомассы мамонтов за год на 100 км² составлял 4 тыс. кг. На мясо использовалось 40 % веса, т. е. 2500 кг/год на 100 км². По расчётам С. Н. Бибикова и В. М. Массона [8], суточный рацион охотников включал не менее 600–700 г мяса. Стало быть, минимальная потребность в мясе орды в 25 человек составляет 5930 кг/год, а в пересчёте на живой вес – 14800 кг/год. Такая орда должна была осваивать охотничью территорию в 370 км², убивая около шести взрослых мамонтов в год. Аналогичным образом могут быть рассчитаны пищевые ресурсы и других видов охотничьих животных [9].

Если принять во внимание, что численность кроманьонцев составляла 2,5 млн особей, и предположить, что на протяжении всего лишь 10 лет человечество питалось одними мамонтами в умеренной зоне или слонами в тропиках и субтропиках, то за это время человек уничтожил бы 6 млн мамонтов и слонов. Однако, как видно из сравнения с ныне живущими видами крупных млекопитающих, такой суммарной численности хоботные вряд ли когда-нибудь достигали [10].

«Некоторые позднепалеолитические общины объединяли до 200 человек. В большинстве же общин, вероятно, число членов не превышало 100. Поэтому можно полагать, что мясная пища не потреблялась полностью» [11]. По мнению С. Н. Замятнина, первобытные охотники уничтожали больше животных, чем могли потребить [12]. В Амвросиевке стадо зубров численностью около тысячи особей было уничтожено в ходе загонной охоты, в которой приняло участие, по расчётам
И. Г. Пидопличко, около 100 охотников. Холодный климат, вечная мерзлота позволяли долго хранить какую-то часть мяса в ямах-хранилищах. Но большое количество мяса животных, добытых на охоте, так и не было использовано [13].

Такая охотничья вакханалия вполне могла иметь и социальные причины. До сегодняшнего дня у ряда африканских племён вождями становятся самые умелые охотники, добывшие больше всех животных. Можно предположить, что такое тотальное истребление животных в эпоху верхнего палеолита могло быть связано и с состязательностью первобытных охотников, желавших продемонстрировать племени свои навыки и удаль.

Когда было установлено, что на острове Врангеля карликовые мамонты жили ещё 4–4,5 тыс. лет назад, пока там не появились люди, мнение об антропогенной причине гибели всех остальных мамонтов в верхнем палеолите дополнилось решающим аргументом. Самые первые признаки уничтожения мегафауны фиксируются уже около 50 тыс. лет назад в Африке, но ужасающих размеров этот процесс достиг около 20 тыс. лет назад в Евразии и около 11 тыс. лет назад в Америке. Искусные охотники впервые проникли на территорию Америки, быстро распространились от Аляски до Огненной Земли, полностью истребив крупных животных, в том числе слонов и верблюдов – стада, никогда прежде не встречавшиеся с людьми и не выработавшие навыки избегания этих опаснейших хищников. Аналогичными эффектами сопровождалось
появление людей в Океании и Австралии. В общей сложности с лица Земли тогда исчезло до 90 % крупных животных, успевших ранее пережить 20 климатических циклов плейстоцена [14].

Представление о том, что вымирание мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, пещерного льва связано с потеплением и концом ледникового периода впервые было подвергнуто сомнению украинским палеонтологом
И. Г. Пидопличко [15], высказавшим казавшуюся тогда крамольной гипотезу о том, что в вымирании мамонта был повинен человек. Позднейшие открытия подтвердили справедливость этих предположений [16].

Развитие методов радиокарбонового анализа показало, что последние мамонты (Elephas primigenius) жили в самом конце ледникового периода, а кое-где дожили до начала голоцена. На Пржедмостской стоянке палеолитического человека (Чехословакия) были найдены остатки тысячи мамонтов. Известны массовые находки костей мамонтов (более 2 тыс. особей) на стоянке Волчья Грива под Новосибирском, имеющие возраст 12 тыс. лет. Последние мамонты в Сибири жили всего 8–9 тыс. лет назад. Уничтожение мамонта как вида, несомненно, – результат деятельности древних охотников [17]."


Тут к автору этих сведений сразу же возникает вопрос: а почему же североамериканские индейцы не истребили бизонов? По разным источникам индейское население северной Америки до начала колонизации составляло от 5 до 15 миллионов человек. То есть эта цифра вполне сопоставима с теми 4 - 7 миллионами охотников палеолита, о которых говорит автор. Индейцы тоже были охотниками, и они должны были, по идее, истребить всех бизонов ещё до прихода европейцев. Однако ничего подобного не случилось. Европейские колонисты обнаружили в американских прериях миллионные стада этих животных. К началу XVIII в. Ареал бизонов был огромен. Популяция бизонов составляла порядка 60 миллионов особей. И истребили их всех вовсе не из-за мяса, а для того чтобы поставить индейцев на колени, так как выживание многих племён зависело от бизонов.В 1875 году американский генерал Филип Шеридан заявил на слушаниях в Конгрессе: "Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев… Пошлите им порох и свинец, коли угодно, … и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!" Полковник Ричард Додж (Richard Irving Dodge) говорил: "Смерть каждого бизона — это исчезновение индейцев".

Также можно было бы задать автору вопрос насчёт африканских и азиатских слонов. Африканские слоны в два раза меньше мамонтов, и, соответственно, убивать их намного проще. Почему же негры не истребили всех слонов? Почему в Индии сохранились совсем уж уж маленькие слоны? Если люди сожрали всех мамонтов, то, спрашивается, почему не сожрали слонов? Их массовое истребление началось лишь с приходом в Африку европейских колонизаторов, и опять же, не с целью использования слонов в качестве пропитания. Слонов убивали и до сих убивают ради их бивней, которые приобретают богатые европейцы.


Collapse )
хрестьянин

О негроидной компоненте Старой Европы.

Недавно я приводил изображения моих "земляков", живших на Дону 37 000 лет назад.

Это т. наз. негроиды-гримальдийцы, о появлении которых в Европе никто ничего толком не знает, строятся лишь всякого рода предположения.

Для начала, из словаря: "Негроиды Гримальдипопуляция людей вида Homo sapiens, представители которой обладали негроидными чертами и заселяли в верхнем палеолите территорию Европы до прихода туда кроманьонцев. Являлись носителями ориньякской культуры."

И сразу начинаются вопросы, на которых нет ответа.

Считается, что ориньяк — первая культура, в которой появляются искусство, то есть это первая собственно человеческая культура. Но если негроиды-гримальдийцы "заселяли в верхнем палеолите территорию Европы до прихода туда кроманьонцев", тогда выходит, что кроманьонцы от них культуру восприняли?

Далее. "В геохронологическом плане ориньякское время падает на конец средневюрмского (средневисленского, средневалдайского) оледенения – безлёдный умеренно холодный период с ухудшением климата в конце и разрастанием ледникового покрова. Вся Англия, север Германии и европейская часть России были покрыты мощным ледником. Распространённые животные этого времени – мамонт, шерстистый носорог, северный олень, бизон, дикая лошадь. Это и были объекты охоты носителей ориньякской культуры".


Collapse )