Category: философия

Category was added automatically. Read all entries about "философия".

хрестьянин

"В глубоком знанье жизни нет",

- сказал Пушкин устами Фауста.

Ну да, философия в основном творилась людьми бессемейными. Георгий Гачев заметил, что жили философы без жён, без детей, иль совсем где-то это было для них побоку, а вместо земной жены (Евы-"Жизни") любили они бесплотную, небесную Софию: она им жена, любовники они Софии (фило-софы). Сократ с женой сварливой Ксантиппой и детьми незначащами; Аристотель - с гетерой Филлидой, что на нём, по средневековым изображениям, верхом ездила; жена Марка Аврелия была ему неверна... А далее - Декарт, Спиноза, Вольтер, Лейбниц, Руссо, Кант, Шопенгауэр, Кьеркегор, Конт, Юм, Ницше, Соловьёв... - все без жён. Один Гегель... Но и Гегель характеризовал философию как "мир навыворот". Он хотел сказать этим, что по отношению к тому, что нормально для нормального человека, она воспринимается как извращение, хотя по существу она есть выпрямление человеческого бытия (то же самое и в ещё большей степени может быть отнесено и к религии).
хрестьянин

Вера есть гениальная интуиция.

abs8192 написал очередной стишок:

"Моя вселенная - из книг
И лекций умных. А чинуши,
Что вешают лапшу на Уши -
Идут далече. Мой родник -

Наука, знание, не вера.
Ведь не пристало инженеру
Во что-то верить. Не химеры -
Гранит науки наш рудник".

Я ему ответил:

Collapse )
хрестьянин

О смысле жизни.

Человек - "переходное" существо. Жизнь - это "коридор" из одной комнаты, под названием "животный мир", в комнату другую, под названием "божественный мир". Бесполезно искать смысл жизни исключительно в одном "коридоре", если не видеть "свет в конце тоннеля". Тогда "коридор" превращается в бесконечную "ленту Мёбиуса".

Лента Мёбиуса
хрестьянин

(no subject)

Наш мир представляет собой некий ад, который тем ужаснее дантовского ада, что здесь один человек должен быть дьяволом для другого.

Артур Шопенгауэр
«Мир как воля и представление»
хрестьянин

Тайна красоты.

Вчера ехал я в автобусе на работу и, как обычно, смотрел в окно. И тут моё внимание привлекла девушка, севшая напротив. "Студентк, комсомолк, спортсменк, и просто красавиц". Уткнувшись в свой телефон, она как будто никого не замечала. Может и меня не заметила, хотя я вытащил из сумки свой блокнот и стал прямо там же записывать приходящие в голову мысли (чтобы не забыть).

Глядя на неё, я думал: да, она очень привлекательна, она притягивает к себе взгляды всех мужчин, но в том ведь нет никакой её личной заслуги, что она такая красавица. Её облик на все 100% определили родительские "гены", наследственность, "породистость". Точно так же какая-нибудь породистая сука не сама себя таковой сделала, а родилась таковой, со всеми присущими ей качествами. То есть я хочу сказать, что красота девушки всецело определяется родовыми качествами: прабабушка родила красивую бабушку, бабушка родила красивую маму, мама родила красивую дочку, и дочка родит такую же красивую внучку (если какой-нибудь урод не обрюхатит и испортит наследственность).

Collapse )
хрестьянин

Символика длинных одежд.

У американских индейцев функции колдунов выполняли как женщины, так и мужчины, но при этом мужчины-колдуны должны были носить женскую одежду и украшения, отращивать длинные волосы и заниматься женскими делами.

Посмотрим на древнеславянского волхва, в изображении В. М. Васнецова:



Женская одежда, длинные волосы... Всё, как у американо-индейских колдунов.

Collapse )
хрестьянин

Мужчины-философы и женщины-мистики.

Следует отметить, что философия была рождена творческим гением мужчины. Женщина в истории философии - редчайшее исключение. Это и понятно: мудрость выступает в женском обличии (София). А любители мудрости - философы - "покоряют" Софию, как женщину, проникают глубоко в её таинственные недра, приподнимают "покрывало Изиды" и т. д. Эрос познания, активного овладения тайнами мира, присущ мужской природе. Даже богиня мудрости Афина-Паллада появилась на свет не из материнского чрева, а из головы Зевса-Громовержца. Женщины начинали заниматься философией не самостоятельно, а под влиянием и под руководством мужчин, как жена пифагорейца Бронтина (Vl век до Р. Х.) или красавица Гаппархия (V-lV век до Р. Х.), супруга киника Кратета. Известно, что у Платона была талантливая ученица Аксиофея (lV век до Р. Х.), которая позже сама стала учить философии. Отец знаменитой Гипатии был крупным математиком и, вероятно, был сведущ и в философии.

Как правило, женщины занимали видное место в тех философских школах, в которых культивировалась мистика. То есть, по сути дела, женщины занимали в таких школах свои традиционные места пифий-пророчиц, шаманок, медиумов-посредников, через которых вещают боги и духи. Античная традиция сохранила предание о том, что после смерти самого Пифагора во главе всей его школы долгое время стояла его ученица Феано (иногда её считают женой Пифагора). Количество последовательниц пифагорейства было настолько велико, что биограф Пифагора, перечисляя ближайших его учеников, называет в их числе 17 женщин. В родственном пифагорейству движении позднейшего неоплатонизма женщины продолжали занимать видное положение, и даже в эпоху полной христианизации Римской империи они иногда стояли во главе целых философских школ. Так, в начале V века мы видим во главе Александрийской школы знаменитую Гипатию (+415).

Философия появляется на самой вершине культуры; философы лишь анализируют культуру, но не они её создают. Культура как раз по большей части создаётся женщинами; они проделывают всю "черновую" работу. Если образно сравнить, то женщины плетут рушники с узорами, а мужчины-философы разгадывают значение этих узоров и истолковывают их смысл. Для философской "игры разума" необходим накопленный материал для исследования и анализа. Вот почему философия в России появилась так поздно, - лишь в конце XlX ; а до этого в России просто не было достаточно историософских, этнографических и культурологических материалов для анализа.
хрестьянин

Сократ и его демон.

Оригинал взят в паблике Physiologus sacri

Что такое «демон», «демоний», или «даймон» Сократа, какова сущность его «Даймониона», было неясно уже ученикам и друзьям философа, не говоря о более поздних античных авторах — Цицероне, Плутархе, Апулее, высказывавшихся на этот счет. О демонии Сократа говорили христианские писатели, причем для одних (Тертуллиан, Лактанций), враждебно настроенных к «языческому» миру, сократовский демоний был существом сатаническим, а для других (Климент Александрийский, св. Августин), придерживавшихся в отношении античности умеренной и примирительной позиции — своего рода ангелом-хранителем.
Писатели нового времени также посвятили не мало исследований для решения загадочного вопроса о «демоне» Сократа, голосу которого он приписывал свои предсказания, и который руководил его поведением, удерживая от неразумного и вредного. Древние, как и сам Сократ, приписывали этот голос божеству; Сократ принимал участие в неудачной битве под Делием и во время отступления не захотел вместе с прочими бежать по одной из трех дорог, но выбрал совершенно иную. На вопрос почему он так делает, Сократ отвечал, что его не пускает демон; те, которые бежали другой дорогой, наткнулись на неприятельскую конницу.


Сократ и его демон

Collapse )